Дана Макаридина - CUT

Журнал В.Д.О.Х. взял интервью у основательницы просветительского проекта о печатной графике CUT. Мы поговорили о творчестве, печатной графике и о новом курсе «История бумаги с древности до наших дней», который пройдет с 4 октября по 13 ноября 2022 в Санкт-Петербурге.

 

*Ссылки на всех художников и авторов, упомянутых в интервью, проекты, лекции и сайты выделены жирным шрифтом и активны, не забывайте "кликать" и переходить.

Здравствуй, Дана! Спасибо, что согласилась дать интервью. Кажется, что у тебя много дел и проектов, поэтому мы ценим, что ты нашла время ответить на наши вопросы. Давай для начала объясним нашим читателям, чем ты занимаешься?

Ты основала просветительский проект о печатной графике CUT, являешься куратором LINOTAROT 22, автор курса «Теория и практика эстампа», инициатором создания нового курса об истории бумаги, участвуешь в выставках? Расскажи об этом подробнее, ничего не забыли?

Да, у меня много инициатив, за которыми бывает сложно уследить даже мне самой. Я действую одновременно как художник, куратор и арт-менеджер, для чего в прошлом году (2021) даже окончила курс по арт-менеджменту школы «Мосарт» на платформе «Нетология».

 

Добавлю к списку еще пару актуальных проектов. Вместе с художницей и книжным реставратором из издательства Vita Nova Наталией Успенской-Максимовой мы держим печатную мастерскую Kolomna Print Studio в арт-кластере на Пряжке 5, где проводим камерные мастер-классы по печатным техникам (линогравюра и сухая игла), кинопросмотры и встречи в нашем фирменном стиле «кино-лино» и «лино-вино». Мастерская находится в районе Коломна: здесь зародился наш авторский формат «печатных прогулок» Printwalk Kolomna. В мастерскую можно приходить на печатный коворкинг: здесь есть два офортных станка. Информацию о коворкинге можно посмотреть на сайте CUT.

 

Ближайшее мероприятие, в котором мы участвуем с нашими коломенскими проектами, – городской фестиваль «День дома: Та самая Коломна», который пройдет 25 сентября в студии детской книжной иллюстрации «Чудо-Феникс» на ул. Мастерская.

 

Также меня уже давно интересует книжная культура и тема книги художника. С 2020 по начало 2022 года я делала большой проект в библиофильском формате livre d’artiste – коллективное издание «Пляски смерти в высокой печати» с работами 10 молодых художников, обыгрывающее старинный европейский сюжет danse macabre в ксилографии и линогравюре. К изданию также был выпущен музыкальный релиз на лейбле Heliophagia и поэтический сборник-зин. Автором идеи был художник Сергей Лейман, который предложил мне курировать проект и предоставил полную свободу в его воплощении.

 

Я организовала три выставки, в Москве (ателье N93), Петербурге (PROGRAFIKA) и Ростове-на-Дону (ТВЦ «Макаронка»), куда пригласила дополнительных участников, составила программу лекций, перформансов и мастер-классов. Это были события, вокруг которых собралось целое мини-сообщество. Само малотиражное издание «Пляски смерти» выставлялось на фестивале книжной культуры и самиздата «Корешки» в Новосибирске и Иркутске (ЦСИ «Огонь»). В марте я представляла его на конференции «Трауготовские чтения» в Библиотеке книжной графики.  

 

Успех «Плясок…» навел меня на мысль, что нужно запустить отдельную издательскую программу. Несколько месяцев назад в книжном «Фаренгейт» я познакомилась с молодым писателем Владимиром Коваленко, и мне очень понравилось, как издан его роман «Ах-Куй» с линогравюрными иллюстрациями. Мы задумали сделать книгу вместе и скоро выпустим его антиутопический роман «Ток-Ток», к которому я делаю иллюстрации в техниках линогравюры и монотипии. Это будет дебютное издание CUT Publishing. 

В плане книжных проектов я также сотрудничаю с издательством Сергея Черепихо (Тюрина) Keshey Wilson Publishers, для которого печатаю малотиражные иллюстрации в линогравюре, и издательством стрит арт-художника Стаса Стейга Kreozot Publishing: с ним мы в этом году делаем проект «Марш индустриальной смерти», но подробностей я раскрыть пока не могу.

 

И наконец, пожалуй, самая важная новость на тему книжной культуры: недавно выяснилось, что проект «Академия Редкой книги», в разработке которого я участвую как куратор образовательных программ, выиграл грант Фонда культурных инициатив. А это значит, что уже с ноября мы запустим серию бесплатных мастер-классов, которые затем перерастут в постоянно действующую Академию на базе издательства «Редкая книга из Санкт-Петербурга» Петра Суспицына. Здесь создаются рукотворные библиофильские издания и поддерживается культура книги. 

Как ты все успеваешь? Что тебе дает столько энергии и мотивацию?

Все мои проекты делаются на том уникальном виде энтузиазма, который способна дать печатная графика. В ней есть некая магия, и думаю, все, кто занимается печатными техниками, это подтвердят. В курсе лекций 2021 года Art and The Pull of Print («Искусство и притяжение эстампа») американский искусствовед Дженнифер Л. Робертс подчеркивает, что обаяние эстампа состоит в том, что результат – готовый оттиск – всегда зависит не только от самого автора, но и от множества внешних факторов. То есть, занимаясь эстампом, мы выходим за пределы эгоцентризма, позволяя вселенной вносить свои коррективы в наш замысел. Мне хочется, чтобы печатная графика – как занятие, дающее простор для рефлексии, медитации, свободного проявления себя – стала доступна и понятна широкой аудитории. Это источник моего просветительского драйва. 

Что самое непростое в твоей деятельности?

Удерживать баланс между активной деятельностью и рассказом о ней на площадках моего проекта. Нужно одновременно и успевать делать много дел, и рассказывать о них в доступной форме, подстраиваясь под формат нужной соцсети. Никакого отдельного смм-щика, маркетолога и дизайнера у меня нет. Конечно, я ищу людей под определенные проекты – и там, где «мои полномочия всё» (то есть где у меня нет нужных компетенций), приглашаю специалистов. Например, сайт LinoTarot22.ru целиком монтировала Лена Мориган, моя подруга из Москвы. За версткой и книжным дизайном я неизменно обращаюсь к Катерине Арделян, за изготовлением футляров для книг и колод – к мастеру авторской книги и каллиграфии Елене Анфимовой и к столяру Елене Woods’n’Blades, за видеоартом и CGI – к медиахудожнице Анне Содаз. Надеюсь, если CUT вырастет до уровня институции, в будущем получится собрать постоянную команду и распределить обязанности.

На сайте CUT написано, что миссия проекта — сделать печатную графику актуальной, опираясь на искусство старых мастеров, и вдохновлять людей на изучение печатных техник, главным образом высокой печати: ксилографии и линогравюры. Как думаешь, почему это сейчас интересно людям?

Бум на печатную графику в России начался несколько лет назад, когда художники, любители и зрители начали узнавать о том, какие техники и авторские стили есть на Западе. Конечно, в России существует собственная школа печатной графики, причем в разных регионах разные специализации (например, в Сибири развита ксилография). Но подход, идущий от советских времен, все же более академичен и не совсем соответствует духу времени, хотя и создает прекрасную базу и общий культурный фон.

Во многом росту интереса к эстампу способствовали крупные события «Вкус бумаги», которые организовывала в Москве Женя Боневерт. Я представляю нескольких питерских художниц в ее принт-шопе при Музее Москвы. Жене удалось познакомить широкий круг людей с актуальными техниками и тенденциями в эстампе, что дало серьезный толчок развитию интереса к печатной графике по всей стране. Также очень важны локальные инициативы, например, «Доступный эстамп» во Пскове. У меня есть план объединить все подобные места и инициативы в единую сеть, чтобы люди, занимающиеся эстампом, могли знакомиться друг с другом, перенимать опыт и пользоваться бонусами от своей принадлежности к большой печатной ассоциации. Конечно, я и сейчас стараюсь создавать горизонтальные связи, но хочется вывести это на новый уровень.

Кто состоит в вашей коммуне CUT? Расскажи немного о своих коллегах.

Коммуна зародилась «в недрах» проекта CUT, но все же является отдельным образованием и имеет отдельное название – «Принт-коммуна». За примерно год существования нашего объединения мы успели поучаствовать в разных фестивалях и ярмарках: маркет зинов и графики в книжном «Фаренгейт» (апрель 2022), маркет WIN-WIN на Винзаводе (май 2022), фестиваль зинов и фотокниг NIZINA (июнь 2022), съездили с мастер-классами на Северный Ледовитый океан на фестиваль «Териберка-фест» (июль 2022), куда специально везли станок, поучаствовали со стендом печатной графики в выставке «Колобок, я тебя…» в катакомбах Петрикирхе (август 2022), сделали коллективную открытку для фестиваля PostCard 22 в PROGRAFIKA (август 2022) и зин «Отпечатки города». В начале сентября мы поучаствовали в двух фестивалях зинов, в Ярославле (Locals Zine Fest) и Ростове-на-Дону («Жердёла»), и в форуме St. Petersburg Creative Weekend в ДК Кирова. Вообще в последнее время нас уже находят сами и приглашают участвовать в разных выставках, что говорит о том, что мы идем в правильном направлении.

 

Само собой сложилось так, что все участницы Коммуны – женщины, хотя специально мы мужчин не исключали. Видимо, так проще работать. Это разноплановые художницы, у каждой из которых свой подход, свой стиль и своя любимая техника: Лидия Бараник, Элина Ли, Женя Бегучая, Елена Воскобоева («Митьки»), Олёна Мурава и другие. Мы делаем совместные проекты, вместе ездим на ярмарки и фестивали, помогаем друг другу. Коммуна построена по коммунистическим принципам: все расходы и доходы мы делим поровну и всё обсуждаем коллегиально. Нам уже пару раз задавали вопрос – как можно «вселиться» в Принт-коммуну? Пока никак, т.к. единого физического пространства у нас нет – у каждой своя мастерская. Но мы планируем делать выездные печатные резиденции, пока решаем где.

 

Вконтакте: www.vk.com/printcommune

Instagram: www.Instagram.com/printcommune

В каких печатных техниках ты работаешь сама и какая из них тебе нравится больше всего?

Я работаю в линогравюре и сухой игле как самых простых техниках, не требующих много времени. Поскольку много сил и ресурсов меня уходит на организационную работу и ведение блога. Для книги «Ток-Ток» сейчас буду делать монотипии.

Как ты пришла к линогравюре? Всегда ли ты любила работать руками? Или кто-то когда-то «заразил» тебя этим?

Весной 2020 года я записалась на курс по печатным техникам к художнице Александре Гарт. Это был захватывающий опыт: мы приходили работать к Александре в мастерскую в мансарде, где у нее жили голуби. Тут я впервые попробовала линогравюру, сухую иглу – и собиралась дойти до экзотической техники карборандум, но жесткий карантин, который тогда начался, прервал этот замечательный процесс. С тех пор я занимаюсь печатной графикой в самых разных формах и ролях. Можно сказать, что эстампом меня «заразила» Александра Гарт, за что ей огромное спасибо.

Лекция Александры Гарт 22 января 2021 года «Современные художники и печатная графика»

Линогравюра требует кропотливого труда, торопиться нельзя. Если человек экспрессивный, линогравюра не его вариант?

Линогравюра – техника универсальная, как и другие техники печатной графики: все зависит от настроя и целей автора. Она дает возможность и спокойно помедитировать, вырезая детали, и наоборот, выразить эмоции экспрессивными штрихами.

 

Линогравюра зародилась в среде немецких экспрессионистов в начале ХХ века, а они не славились педантичностью и проявляли себя свободно и стихийно. Стиль их гравюр нарочито грубоватый, как будто недоработанный, но в этом их прелесть. В схожей манере работает сегодня, например, Ира Васильева. Радикальный современный пример грубой экспрессии в высокой печати – техника «топорной ксилографии», изобретенная Нестором Энгельке: он вырубает свои гравюры топором по доске, используя его вместо штихеля.

Расскажи пару слов о проекте Linotarot XXII? Как он появился?

Проект ЛиноТаро 22 вырос из моего личного интереса к картам Таро и их истории, которая тесно связана с историей печати. Колоды Таро изготавливались в разные века многообразными печатными методами – и в ксилографии, и в офорте, и в литографии. В нашей команде три художника, работающих над своими колодами в линогравюре, два таролога, музыкант Olovo Ferna, специалистка по семиотике Таро и медиа-художница. Запустились мы 22 февраля 2022, как раз накануне известных событий, которых никто из нас не ожидал. С одним из художников нам пришлось расстаться из-за несовпадения позиций, зато благодаря этому в наш проект добавилась, кроме линогравюры, еще одна техника – офорт. В результате мы провели три открытых встречи – мастер-класса. Все встречи проходят в Москве, поскольку основная часть команды находится там. Мы выбираем определенный аркан или арканы и вырезаем коллективную гравюру. Также участники успевают сделать и собственные работы. Параллельно с мастер-классом у нас идет гадание: каждый гость может обратиться за раскладом на свой запрос. Это арт-терапевтическая практика с элементами медитации и магии.

 

Сайт проекта: www.linotarot22.ru

А теперь давай поговорим о наиболее актуальном на сегодняшний день проекте «История бумаги с древности до наших дней». Как появилась идея?

Идея родилась из общения с Владимиром Киселевым, основателем бумажной мастерской Paper Mill и одного из создателей зоны мастер-классов по отливу бумаги в Музее истории денег в Петропавловке. Он ходил ко мне на курс «Теория и практика эстампа» в KGallery этой весной и натолкнул на мысль, что нужно как можно скорее сделать следующий курс. Тема бумаги возникла сама собой – возможно, на фоне начавшихся проблем с поставками дизайнерской бумаги, когда многие художники стали лить бумагу для своих нужд сами. Видя рост интереса к теме, я поняла, что ее нужно изучить как можно глубже. Интересно, что логотип проекта ЛиноТаро, который вырезан в линогравюре художником Василием Масловым (Butttercut), тоже напечатан на бумаге ручного отлива от Atma Paper. Еще в мае 2022 на выставке «Плясок смерти» в Ростове-на-Дону я организовывала бумажный маркет с разными видами бумаги ручного отлива, и с тех пор на всех моих стендах и стендах Принт-коммуны обязательно присутствует бумага, сделанная вручную: мы активно продвигаем эту тему.

 

Сайт курса «История бумаги с древности до наших дней»:

www.papercourse.ru

Почему, как ты думаешь, важно знать историю бумаги? Кому может быть полезен и интересен этот курс?

Курс предназначен для художников, которые осознали, что пришло время делать бумагу самостоятельно, для искусствоведов, реставраторов, студентов художественных вузов, владельцев небольших крафтовых брендов, которые хотят научиться изготавливать упаковку для своих изделий сами – и для всех интересующихся. В том числе курс может быть полезен тем, кто вынашивает мысль об организации собственного небольшого, а может быть, и большого бумажного производства. Погружение в историю и типологию бумаги в разных культурах и в разные эпохи необходимо для глубокого понимания, что такое бумага как культурное явление, какой она может быть, для чего может использоваться, какие приспособления нужны для организации домашней бумажной мастерской и какие станки используются в фабричном производстве. Это не только расширение кругозора, но и обретение уникальных знаний. 

Курс по истории бумаги включает в себя 10 занятий. Достаточно ли этого, чтобы разобраться в материале?

Это первый поток курса, который в будущем планируется расширять, добавляя новые дисциплины и новых специалистов – например, по каллиграфии, бумажной скульптуре, силуэтному вырезанию и так далее. Курс включает в себя семь лекций по 1,5-2 часа, одна из которых проходит в формате экскурсии в Музее истории денег. За это время можно получить массу знаний о развитии бумажного дела с самого его начала – мы начинаем с генезиса бумаги и доходим до сегодняшнего дня. Как и в прошлом потоке по эстампу, теория здесь тоже будет подкреплена практикой (четыре мастер-класса, один из которых проходит в один день с лекцией, то есть фактически занятий 11, 10+1). В качестве бесплатного бонуса все участники курса по абонементам получают экскурсию в издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга», которое работает с лучшими сортами бумаги.

Расскажи поподробнее о преподавателях курса?

Лекции читает Александра Балаченкова – замечательный специалист, которая занимается историей бумаги уже много лет. Она преподает в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна и входит в  международную ассоциацию историков бумаги (IPH). Практические занятия ведут мастера: специалисты из Музея истории денег, Элина Ли, создательница собственной «Бумажной мастерской», Наталья Ванюшкина, мастер марморирования бумаги, которая владеет знаниями по изготовлению традиционных материалов и красок для эбру.

Что такое марморирование эбру?

Это древнее турецкое искусство декорирования бумаги. В этой технике используются краски специальной консистенции и водный раствор особой плотности, которая позволяет переносить паттерны с поверхности воды на бумагу. В Европе мраморная бумага появилась благодаря путешественникам, которые переняли технику марморирования у турецких мастеров. Со временем в европейском марморировании появились оригинальные паттерны – например, «тигровый глаз», «испанская волна». Сегодня марморирование часто упрощается, используются современные материалы, однако еще есть мастера, которые сохраняют древнее искусство, и в их числе Наталья.

Какие ожидания у тебя от этого курса?

Я надеюсь, что первый поток курса даст участникам вдохновение дальше заниматься бумагой – будь то в искусствоведческих исследованиях, реставрации, практическом производстве или искусстве. Возможно, в результате курса родятся оригинальные художественные проекты, где бумага будет использоваться нетривиальным образом.

Планируете ли сделать этот курс постоянным?

Да, я надеюсь, что получится сделать этот курс регулярным – или отдельно, или в рамках Академии Редкой книги, которую мы планируем сделать постоянно действующим образовательным центром.

Какие у тебя ближайшие планы?

1 октября в рамках выставки проекта Алексея Парыгина "Искусство / Бизнес", которую я курирую совместно со студенческим объединением "Эстетика: Арт-бизнес", в Пространстве на Малой Посадской пройдёт круглый стол "Художник и деньги"
Регистрация

Герой: Дана Макаридина

Фотографии предоставлены Даной.