#неопубликованный_вдох
Мы не будем рассказывать о том, как Сережа чуть не погиб, но доиграл спектакль до конца. Не будем о том, как горяча Наташа в танцах и словах о любимом деле. Мы просто предлагаем вам быть вне рамок и скобок, окунуться в мир авангарда и прочитать историю наших героев, не иначе как уникальную для Петербурга.
Изначально вы планировали площадку для современной хореографии и театров. Как сейчас, что изменилось?
НАТАША: Мы считаем, что в рамки нашей площадки хорошо вписывается именно авангард. «Реzиденция» – это база для молодых современных художников. А классика, стандарты и стереотипы – театральные или танцевальные – как показывает практика, не по нашу душу. Да и сама площадка говорит режиссерам: «Нет, чувак, у тебя не получится сделать классический театр. Здесь нет кулис». Смелым экспериментаторам – добро пожаловать.
СЕРГЕЙ: Мы в принципе не циклимся исключительно на театре или танце. На площадке «Реzиденция» даже модные показы проходят. Потому что мы уже давно сотрудничаем с петербургскими представителями fashion-индустрии. У нас много талантливых друзей. Отсюда и различные коллаборации с российскими дизайнерами и платформами, поддерживающими локальные бренды: Naidal, Nnedre, GREATCRISS, Lockmachine, The One Planet, MARTYNENKOV, Freedom Store. Для кого-то мы выступаем в качестве моделей. Это совместные фотосъемки или показы. А с кем-то, например, с Нелли Недре, получилось более тесное сотрудничество, – она художник по костюмам нашего спектакля «Превращение».
В Петербурге очень сильна школа классического танца (балет). Вы решили пойти по иному пути, не боялись, что проект провалится?
СЕРГЕЙ: Может быть, дело в том, чтобы бояться, но рисковать. Как правило, мы не боимся рисковать в творчестве, однако в некоторых вещах мы просто несведущи: юридическое дело, экономика, маркетинг. И тут страх, конечно, порой выползает.
НАТАША: Вообще, если говорить о концентрации поистине современного танца, то в Петербурге как раз его все-таки больше, чем в той же Москве. Да, амбиции все сосредоточены в столице, но contemporary, который вы можете встретить там, это скорее коммерческая история, навеянная телевизионными шоу и прочей стереотипной штукой. Там все еще подают танец, который удобен для публики, он более привычен к восприятию. А эти вещи, откровенно говоря, постепенно отходят уже на десятый план, ибо такое уже никому не интересно. Поэтому, на мой взгляд, мы сделали правильный выбор относительно города, современный танец – это больше про Петербург. И наша аудитория гораздо шире, чем вы можете себе представить. На наши спектакли ходят все, даже бабушки-театралки. Это приятно.
У вас очень необычные спектакли: «Проводник» по мотивам повести Пелевина «Желтая стрела», «Превращение» по Кафке, Chuma21 по Камю. Почему такой выбор репертуара?
СЕРГЕЙ: Отчасти, потому что это мои любимые авторы. А над некоторыми материалами мы вообще начинали работать еще в студенчестве. Например, биографией Кафки вдохновлялись еще в 2010 году. Нам нравится работать с множеством трактовок, потому что для нашего сознания характерно именно ассоциативное восприятие сюжетной линии. Но что касается выбора материала, мы не всегда работаем по мотивам чьих-то произведений. В какой-то момент мы привнесли разнообразие в репертуар двумя документальными спектаклями. Один – про нашу с Наташей жизнь, про отношения мужчины и женщины. Называется «Конец». А второй, Don’t, он на тему родительских наставлений и запретов, начиная с нелепых, вроде «Надевай шапку, замерзнешь», и заканчивая мировоззренческими – как жить и кем работать.
НАТАША: Вообще фишка нашего театра, в том, что мы не работаем, впрямую опираясь на само произведение. И всегда открыто заявляем: «Господа, привычных диалогов здесь не будет». Это физический театр, рефлексия на произведение, эмоциональная визуализация. А мы – актеры, которые работают на собственных переживаниях, вытаскивая реальную боль изнутри. Так получается, что мы не играем других людей, мы играем только себя.
Чем вы цепляете зрителя, что за невидимые нити соединяют вас? В целом диалог со зрителем – насколько он важен?
НАТАША: Диалог, он конечно важен. Однако творчество – это некая субстанция, кем-то признаваемая, а кем-то нет. Даже если два человека, живущих вместе в одной квартире 10 лет, могут друг друга не понимать, что говорить про зрителя. Понимание, как и непонимание, рядом. Сегодня ты ничего не понял, а завтра все осознаешь. Бывают и те зрители, которые после спектакля трактуют неувиденный нами ранее смысл, заставляя задуматься и обсудить что-то новое на репетиции. Зритель – наш мини-постановщик.
Что скажете о тенденции соединения современного и классического танца?
СЕРГЕЙ: Как-то нам с Наташей предложили один проект – сделать театральную постановку как раз на классическую балетную труппу. Так вот, с тех пор мы находимся в состоянии раздумья, потому что это некая провокация для нас. С другой стороны мы экспериментаторы и не боимся за результат. Это может быть новым витком развития. И мы думаем, что будем ставить этот спектакль и ломать рамки. Будем синтезировать балетную эстетику и современный танец, мнимую красоту и реальную жизнь.
Расскажите о концепции Фестиваля WORK IN PROGRESS?
НАТАША: Этот фестиваль родился только потому, что на стадии создания продукта, мы всегда ловили себя на мысли, что даже не готовый спектакль требует предпоказа. Когда есть канва, и мы точно знаем что будет, всегда есть и другое – желание опробовать, прежде чем зафиксировать окончательный результат. Мы заранее хотим понять, как поведет себя публика, как сработают декорации, музыка, костюмы, как поведут себя артисты в той или иной сцене. Это все и есть WORK IN PROGRESS (в процессе). Полуспектакль для обывателя, которому и двух часов мало. Но полноценный продукт для тех, кто понимает. Фестиваль – это прикольно, это как пригласить к себе домой в гости, чтобы поболтать. Тем более у нас теперь есть свои стены, наша «Реzиденция», и есть, куда приглашать. Площадка камерная, рассадка свободная. Контакт со зрителем максимально тесный. Иногда мы дотрагиваемся до кого-то, а зритель трогает нас и даже проявляет сочувствие к персонажу во время спектакля. Такие моменты – вообще, как допинг для нас.
СЕРГЕЙ: Главные отличие этого WORK IN PROGRESS в том, что в этом году мы сделали 2 дня, 7 спектаклей с регламентом до 20 минут. И ещё один спектакль вошёл у нас в off-программу. В пришлом году заявки участников не проходили отбор, мы просто собрались с коллегами и показали свои работы. А в этот раз участников отбирали: было около 40 заявок, одна даже из Бостона. Заявка – это полноценная презентация: промо, фотографии, видео с одного ракурса, без обработки и т.д.
Герои: Сережа и Наташа
Фотографии предоставлено героями