Никита Пашментов - художник-мозаичист. Основатель студии мозаики "Сад Гранат" в Санкт- Петербурге и Москве.
В одном из кварталов модерна на Васильевском острове, в доме с окнами в форме арок расположилась уютная школа мозаики «Сад Гранат». Внутри мы нашли гранаты, инжиры и характерные для Ленинградской области ивы – прекрасный мозаичный сад, который растет и развивается, благодаря стараниям своих мастеров и учеников. Наш герой, главный художник мастерской Мария Скурихина, с душой рассказала о любимом деле – специально для читателей журнала В.Д.О.Х.
Вдохновляетесь ли вы эстетикой римской мозаики? Какие техники преподают в вашей Школе?
Безусловно, римская техника мозаики – это основа основ, база, это та техника, с которой начиналась наша Школа, и с которой начинают обучение большинство учеников. Мы вдохновляемся византийской эстетикой, пробуем греческую галечную мозаику – такие образцы в нашей Школе есть, но представлены в меньшей степени, поскольку из гальки получаются очень массивные и монументальные панно, техника скорее подходит для мощения. Также экспериментируем с современной техникой, которая называется модерн – это мозаика из модулей разных форм и размеров, которые часто сочетаются с деревом, металлом, фарфором, керамикой, штукатуркой. Современная техника – это живопись в камне и смальте.
С чего все началось, вы помните первую свою работу? Для чего она была предназначена?
Да! Это был простой римский орнамент форматом 50 на 50 сантиметров из натурального камня. Я его делала две недели, по старым технологиям, практически не вылезая из мозаичной мастерской. От незнания я тогда выбрала очень твердый материал и сильно страдала, раскалывая его. Поэтому первая мозаика мне досталась очень трудно, но это было безумно интересно. Работа была ученическая и осталась в фонде Академии Штиглица, однако мне совершенно ее не жалко, так как это был первый опыт, и там было много нюансов и недоработок. А вот некоторые последующие работы, конечно, хотелось бы взять себе, но в Академии с этим строго – все работы учеников остаются там.
Расскажите, как проходит обычный день в Школе мозаики?
О любимой Школе хочется рассказать немного поэтично: «На улице редкое северное солнце. Раннее утро. С неба на землю падает дымчатая вуаль красоты. Приходишь в студию. Солнце заползло даже сюда, прокралось в каждый уголок. Тихо. Пахнет пылью, деревом, клеем, мятой и кофе. Утро начинается с кофе. За столом сидит прекрасная Кира, которая своими сильными руками воссоздает тысячелетнюю древность - портрет столь же прекрасной древней жительницы Помпей. Кира собирает мозаику долго, тщательно, подгоняя каждый мельчайший камень, собирает как влюбленная.
Именно так стоит делать любое дело, как будто влюблен в него
Красота заполняет всю студию, спускается на хрупкие девичьи плечи, заползает в каждую строфу камня, окутывает каждый лист растения», – так начинается день в нашей студии. А продолжается он до позднего вечера под стук молотков, щелканье кусачек, в окружении прекрасных людей и прекрасных работ, под вкусный чай и ароматный кофе.
Никита – руководитель и основатель студии, он всегда на посту, даже если его нет в пространстве Школы. На мой взгляд, он похож на героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» Филеаса Фогга: всегда уравновешенный, смелый, хозяйственный, добрый молодой человек. Познакомились мы случайно: после окончания кафедры «Монументальной и декоративной живописи» Академии Штиглица, я стала искать работу, подруга пригласила меня в Школу, и в 2013 году я стала здесь преподавать. То есть через полтора года после основания Школы, мы с Никитой стали двигать этот «столп» вместе. Постепенно, год от года, прибавлялись люди, многие, кто сейчас работает у нас – фактически наши ученики.
Сейчас в Школе восемь мастеров. Мы работаем посменно. Кроме курсов, проходят мастер-классы, бесплатные экскурсии, еще мы проводим различные лекции и встречи с художниками и искусствоведами.
Кто ваши ученики, люди творческие или разных профессий? Легко ли научиться делать картины из мозаики и обязательно иметь навыки?
Мозаикой может заниматься абсолютно любой человек, это на самом деле так. Одним Профессором Равеннской Академии был разработан специальный метод, по которому даже ребенок от 12 лет может создать точную копию римской мозаики. Наличие художественного образования или творческих навыков совершенно необязательно, к нам приходят люди разных профессий.
Мы постоянно совершенствуем «Начальный курс» для своих учеников, чтобы он был максимально интересным и полезным, чтобы работы получались красивыми и индивидуальными. К практике мы добавляем информативную часть в виде лекций по истории мозаики, рассказываем о материалах, инструментах, самой технике и ее видах.
Какие предметы делают из мозаики, кроме картин?
Мозаикой можно украшать полы, стены, обрамлять зеркала, столешницы, скамейки, подоконники, делать мозаичные дорожки, лестницы, мощение целых площадей. Могут быть и предметы: подставки под горячее, вазы, скульптуры, раковины, всякие мелочи, вплоть до ювелирных украшений. Существует такая техника как микромозаика: в золотую или серебряную основу инкрустируется мозаика и получаются брошки, кольца, кулоны и многое другое. Возможно, в будущем это направление будет представлено и у нас в Школе.
Какие материалы вы используете, откуда и как привозите? Делаете ли вы мозаику из необычных материалов?
Основной материал, который сегодня используется для мозаики – это смальта. Она представляет собой расплав мелкотертого стекла с оксидами металлов при температуре больше тысячи градусов. Появление этого материала связано с именем Михаила Ломоносова и открытием стекольной фабрики в Усть-Рудице, где смальта являлась экспериментальной разработкой. Материал изготавливается ручным способом, небольшими объемами, и поэтому в нашей стране можно по пальцам пересчитать специалистов, которые владеют этой технологией.
Для мозаики также используется камень, в отличие от смальты, это натуральный природный материал. В Петербурге есть несколько камнеобрабатывающих предприятий, материалы для которых привозятся со всего мира: из Китая, Индии, Италии, Таджикистана, России. На заводах камни хранятся в виде огромных слэбов, площадью около 4-х метров. Затем гигантскими станками в специальном цехе слэбы распиливают на плитку разных форматов. Еще в нашей Школе используется мозаичная галька с побережья – из такого материала создавались самые древние мозаики.
Также у нас есть курс по витражному стеклу, техника относительно римской мозаики достаточно новая, ей около 150 лет. Витражное стекло - простой, доступный, удобный в бытовом смысле материал; поверхность гладкая, ее легко мыть, и поэтому из него можно делать столешницы и фартуки для кухни. Цветное стекло производят на заводах в Китае, Германии, Америке, России.
Мозаика – один из древнейших видов искусства. Но вы, наверняка, посещаете современные выставки, фестивали. Как бы парадоксально ни звучало, что нового в мире мозаики?
История возрождения искусства мозаики связана с Международной ассоциацией мозаичистов (AIMC). Представители организации раз в два года проводят Фестиваль мозаики в Равенне, на котором проходят конференции среди специалистов, объединяющие всех людей в мире, увлеченных этим искусством. На фестивале можно узнать и о трендах. Сегодня мозаика становится не просто предметом декоративно-прикладного искусства, а самостоятельным живописным произведением. Абстрактные картины в этой технике особенно популярны на Западе и в Китае.
А сами вы выставки устраиваете или участвуете в выставках?
Все выставки мы устраиваем только сами и, по сути, формируем тренд. В Петербурге популярна графика, а мозаика в этом смысле пока еще только находит отклик у зрителя. В феврале в Музее Академии Художеств пройдет выставка наших учеников и преподавателей, которые участвуют в спецпроекте «Города и сады в музеях Иордании и Туниса». Спецпроект стартовал в июне и будет продолжаться вплоть до января. Выставка продлится 10 дней, в конце каждый участник получит диплом, каталог и массу позитивного опыта.
У нас есть партнеры и друзья из «Адама» – христианская миниатюра – это мастерская, которая располагается в Феодоровском соборе. Мы периодически делаем совместные выставочные проекты, из последнего – в Никольском соборе в Великом Новгороде.
Как вы относитесь к современным веяниям в мире мозаики? Когда делают супергероев, например? Любите ли вы эксперименты?
Чтобы возникал интерес к мозаике, нужно донести информацию до массовой аудитории. Популяризировать искусство необходимо через знакомые формы, тех же супергероев. Но картины подобного вида я бы к искусству не отнесла.
Сами мы постоянно экспериментируем и пытаемся найти новое применение технике «мозаика». У нас даже есть своя мозаичная лаборатория. Например, современные бетонные формы, которые сделал наш руководитель Никита вместе со своим братом, мы соединяем с древними римскими орнаментами и получаем стильные подставки под цветочные горшки или уникальные самонаборные плитки. А с помощью лазерных и фрезерных станков мы создаем деревянные формы, которые потом можно инкрустировать мозаикой и создать небольшие интерьерные скульптуры
Многие говорят, что занятие творчеством подобно медитации. Вы согласны, что набор мозаики успокаивает, настраивает на определенные мысли?
Да, мозаика – это медитативный процесс, снимающий стресс, когда человек полностью вовлечен в этот ручной труд. Кроме того, мозаика очень погружена «во время», у нее есть большая длительность: когда ученик начинает набор мозаики, с каждым занятием он постигает ее скрытую сущность. Постепенно, видя картину целиком, после 20-50 занятий, человек осознает, что в каждую частичку работы вложена его душа, каждый элемент рожден от его собственного удара молотком. Разбивая камень, мы создаем новую сущность. Это увлекательно, поэтому в Школе есть ученики, которые занимаются уже более 3-х лет. Приглашаем и вас на занятия!