Художница Мария Полянцева (aka Marie Pol ) - о современном искусстве и Репинском академизме.
Мария получила две специальности в СПБГУ: французская филология и экономика. Однако, сейчас она живет в Сингапуре, где занимается тем, что любит больше всего - живописью.
Как получилось, что вы кардинально сменили вектор профессии и ушли в искусство?
Десять лет я занималась международным налоговым консалтингом в странах Европы и Азии, последние годы – в Сингапуре. Работала в аудиторской четвёрке, дошла до последней ступеньки корпоративной лестницы. Тогда нужно было решать, становиться ли партнером фирмы? Я поняла, что этот путь во многом исчерпал себя, для личностного роста нужно изменить вектор своей деятельности. Поэтому взяв шесть месяцев неоплачиваемого отпуска, я путешествовала по миру. Мне нужна была дистанция и воздух. В один из дней при восхождении к базовому лагерю Аннапурны я осознала, что главное идти к своей вершине. Она достижима, если ступать шаг за шагом каждый день. Я решила вплотную заняться тем, что действительно люблю.
Как вы искали свой стиль?
Я не пришла мгновенно к собственному стилю. Свой стиль появляется тогда, когда много работаешь. Я пишу каждый день минимум по 3-4 часа и позволяю себе писать то, что рвется наружу. С каждой работой приходят новые стилистические решения. В этом мне помогает багаж знаний о культуре и традициях искусства.
Знаете, есть мнение, что филогенез повторяет онтогенез, то есть стадии становления отдельного человека сходны со стадиями становления человечества в целом. Как художнику, мне тоже иногда хочется прочувствовать собственной кистью различные этапы становления живописного языка, осуществившиеся до меня. На данный момент меня завораживает абстрактная составляющая фигуративного искусства. Каким образом вещественный мир распадается на абстрактные формы, а абстрактные формы - уже на картине - вновь собираются в целостные и узнаваемые образы.
Какая у вас аудитория?
Часто это молодые пары, которые приобрели свое первое жилье и хотят, чтобы оно отражало их индивидуальность. Мои картины порой помогают им в этом деле.
Есть ли художники, которые каким-то образом повлияли на ваше творчество?
Безусловно, Пикассо. Меня восхищает оригинальность и смелость, с которой он менял свой художественный язык, его невероятнейшая трудоспособность и честность. Виллем де Кунинг - как он смог вернуться к фигуративности после абстрактного периода, несмотря на критику. Другие художники, оставившие глубокий след - Валентин Серов, ранний Кандинский.
Как вы относитесь к современному искусству и самому понятию в целом?
Для меня современное искусство - искусство современников. Это и абстракция, и реализм и все, что угодно.
Каждый раз, посещая биеннале, ярмарки современного искусства или ведущие художественные галереи мира, я понимаю, насколько важен стал контекст. Многие произведения потеряли способность устанавливать непосредственную связь со зрителем без пояснения, вне интерпретации. Я же восхищаюсь работами, в которых кроме нетривиального замысла есть эмоциональный и эстетический заряд такой силы, что зритель может его прочувствовать вне зависимости от того, насколько хорошо он знает контекст данной работы. Перефразируя Фрэнсиса Бэкона, гениальная работа может мгновенно атаковать Вашу нервную систему.
Вы проходите летнюю школу в Академии Художеств им. Репина, где обучение имеет традиции и четкие рамки, это вас не тяготит?
Нисколько, для любого художника важно посвятить время познанию основ, на котором держится классическое искусство, а также не помешает хорошая доза дисциплины. Классические правила можно нарушать, но уже сознательно. В летней школе преподаватели в очень сжатые сроки пытаются донести огромный массив информации о методе, преподаваемом в Академии, который довольно сильно отличается от стиля и приемов, преподаваемых в других художественных заведениях мира. Это обучение перевернуло мое сознание еще в прошлом году.
Как, на ваш взгляд, обстоит ситуация на рынке сбыта творческих работ?
Сегодня творческие люди имеют уникальную возможность напрямую общаться со своей аудиторией и должны эту возможность использовать. Никто лучше самого художника не расскажет потенциальному покупателю об истории создания той или иной картины. Русским художникам нужно смотреть на рынок сбыта в США, Австралии, Европе, где есть обширный и стабильный средний класс. Инструментов для этого сейчас довольно много.
С работами Марии можно ознакомиться на сайте www.mariepol.com.
Текст и интервью: Варя Бахтыбаева