Катерина Кондратьева - Набойка

В маленькой мастерской, расположенной на 13-й линии Васильевского Острова, кипит работа: стучит швейная машинка, мастер печатает на ткани, на столе разложены набойные доски. Замысловатые метки на ткани – это раскрой рубахи по этнографическому образцу. Сшита она будет «без остатков», то есть вся ткань пойдет в работу. А украшением послужат северные орнаменты, в основу которых легли Карельские петрографы.

Расскажите поподробнее о своей работе: как проходит процесс создания одежды?  В чем разница между окрашиванием одежды и именно «набойкой рисунка»?

Смотрите, есть верховая набойка, когда краска просто наносится на ткань. И в этой краске в составе есть пигмент и смола. Смола удерживает пигмент на поверхности ткани, таким образом, ткань уже можно стирать, носить, рисунок не смывается. Но, конечно, любая ручная работа предполагает бережное отношение к ней. Набойка же означает, что вся краска должна именно вбиваться в ткань, для того чтобы уже надолго в ней остаться. На специальную доску губкой аккуратно наносится краска. Затем эта доска кладется на ткань и пристукивается резиновым молоточком, чтобы ткань приняла в себя как можно больше краски, а краситель внедрился в волокно.  Иначе при стирке краска пленкой снимется с ткани и все.

Наверное, существует очень много способов набивки?  И, кстати, вы сами делаете набойки?

Резные набойки заказываем в Индии. По авторским рисункам русских современных художников, или по старинным образцам. В России, к сожалению, это ремесло утеряно. Что касается рецептов, вы абсолютно правы – раньше использовали только натуральные красители, которые потом заваривались и запаривались. Это был сложный технологический процесс: во-первых, нужно было извлечь краситель из растений, а не все из них являются красящими.  Во-вторых, некоторые красители совершенно не подходят, они нестойкие и легко вымываются из ткани. Наконец, этот процесс очень долгий – собирание растений, накапливание, добывание пигмента и красителя, потом вываривание этого пигмента в горячей воде, и только потом перенос этого пигмента на ткань.  Плюс, для того чтобы на ткани этот пигмент сохранился, нужно варить ее в красителе, затем ткань необходимо еще прополоскать в специальных квасцах или солях металлов, которые даже на одном и том же красителе могут давать разные цвета.  Например, можно одним пигментом покрасить ткань от темно-синего, почти черного, до желтого при разном квасцевании.   Но эта техника у нас в России пока не возродилась, поскольку для этого нужно сложное оборудование. Сейчас это только в планах, а пока используем доступные средства и материалы.

А где-нибудь учат этому мастерству? Может ли человек без художественного образования освоить подобное рукоделие?

Скажу вам по секрету, у меня нет художественного образования. Я считаю, что набойкой может овладеть любой желающий. Все вещи, созданные таким способом, будут уникальны, неповторимы, наравне с ткачеством и вышивкой. К тому же, всем, чем мы занимаемся, мы с удовольствием делимся: проводим мастер-классы, где рассказываем об орнаментах, о том, какие из них были популярны у нас в России и почему. Объясняем технологические особенности и рассказываем, какие бывают ошибки. Далее человек может выбрать любой штамп из коллекции, напечатать свой орнамент на ткани и уйти домой с готовым изделием – платком.

Катя, а поделитесь с нашими читателями своими планами на ближайшее будущее?

Из самого ближайшего – развитие мастерской Folk Fashion Lab, в которую мы планируем привлекать мастеров самых разных направлений.  Например, керамисты будут делать пуговки, которые мы будем пришивать к нашим костюмам. А так, если смотреть в будущее, мы развиваем идею доступности авторских работ для каждого, что на сегодняшний день сделать не так-то просто, элементарно из-за не налаженного производства ткани. Так как приходится закупать материалы по приличным суммам, возрастает и цена изделия. Но что касается самих коллекций, любой орнамент имеет свою особую смысловую нагрузку и значение, отражает духовный мир человека. Мы берем частичку этого символичного и традиционного и интегрируем в современные костюмы. Таким образом, получается красивый современный наряд, который несет в себе смысловую нагрузку, отражает внутренний мир.

Текст и интервью: Дарья Дунаева