Катя Алагич

Бар «Ладо», музыка, вино – и разговор с Катей о фотографии, парфюмерии и украшениях.

 

Катя, ты фотограф, дизайнер и много кто еще... Но что главное? Как бы ты себя назвала?

Я всегда была в первую очередь фотографом, во вторую – дизайнером интерьеров. Но последним я больше не занимаюсь, так как несколько лет назад запустила свой бренд украшений, дизайн для которых я разрабатываю сама. Совсем недавно появилось еще одно новое и интересное направление в моей жизни – я продумываю аромат совместно с моим другом Тимуром Солодовым, парфюмером проекта Nose. 

Мне хочется называть себя – художник. В том смысле, который вкладывается в английское слово artist, более глобальном: художник как человек, который что-то создает. Я стараюсь себя не ограничивать. Мне нравится сам процесс трансформации идеи в нечто материальное.

Как давно ты почувствовала внутреннюю необходимость творить?

Я творила с детства. Любила запираться в своей комнате перед праздниками и что-то мастерить своими руками. На Новый год или дни рождения родителей я обязательно делала какую-нибудь сложную открытку, рисунки, что-то клеила. Вспоминаю и удивляюсь, откуда в моей голове тогда были такие разнообразные идеи. Мне постоянно было нужно что-то придумывать. 

Близкие меня поддерживали, особенно мама. Она всегда со мной рисовала. Мама – мой идеал, на который я равняюсь. Что бы она ни нарисовала, мне все казалось гениальным. Я думаю, в ней живет художник, и ее талант передался мне, расцвел.

Ты училась в художественной школе?

У родителей были попытки отдать меня в художественную школу, но они ничем не заканчивались. Школы менялись, мне становилось скучно… 

В юности творческая составляющая во мне притихла. У меня очень хорошо пошел английский язык, и родители думали – как здорово, какой одаренный ребенок! И чуть ли не в переводчики меня прочили. Я думала: «Ну классно, наверное, мне нужно быть переводчиком».

Но все же ты пошла в творчество… Какой момент стал переломным?

Когда мы с родителями переезжали, они наняли дизайнера интерьеров для оформления квартиры. Я начала проявлять большой интерес к тому, что делает дизайнер. Родители тогда сказали: «Может, тебе стать архитектором? Пойдешь в архитектурный?» Так, с ненавязчивой подачи родителей, я пошла в архитектуру. Но уже тогда я понимала, что не буду строить дома. Я была уверена, что буду заниматься интерьерами.

Когда же началась твоя любовь к фотографии?

Когда я училась на первых курсах института. Тогда все ребята искали какую-то подработку, а у меня появилась фотография. И первые заказы.

Ты помнишь момент, когда кто-то впервые оценил твои фотографии?

Да, мне было лет пятнадцать, и у меня появилась первая цифровая мыльница – маленькая, тоненькая, стильная. На ней можно было настраивать разные цветные фильтры: черно-белый, сепию или какой-то желтый оттенок. Добавлять теплоту или холод.

Я со всем этим экспериментировала и получала огромное удовольствие от того, что могу сама менять настроение фотографий. 

Я начала фотографировать в Хорватии, в поездках с родителями (мой папа – босниец, поэтому Балканы – это моя вторая родина). Помню, как сняла занавеску, развевавшуюся на ветру в спальне наших апартаментов. Кадр был не банальный, а про ощущения. Я выложила его на Flickr, и мне написали из итальянского издательства – просили разрешения использовать этот снимок для обложки небольшого романа. Книга с этой фотографией у меня сохранилась. Уже сейчас, много лет спустя, я понимаю, что тот случай придал мне уверенности в своих силах.

Что для тебя важно в фотографии?

Мимолетность и легкость. И мне хочется, чтобы эти ощущения, словно веяние ветерка или чего-то еле уловимого, обволакивали зрителя и у него появились какие-то воспоминания или ассоциации. Мне важна такая цепочка.

Когда твоя любовь к фотографии переросла в профессию?

Я не уверена, что почувствовала себя профессиональным фотографом сразу после того, как пошли первые коммерческие заказы... Думаю, это случилось только тогда, когда появились первые печатные публикации с моими работами. Вначале это были небольшие журналы, многие из которых уже закрылись. Иногда я даже писала тексты к своим фотоработам. Для меня тогда это было большим прорывом: я поняла, что тексты писать очень непросто. 

Я и сейчас сотрудничаю с печатными изданиями. Например, в феврале в журнале «Аэрофлот» вышел мой материал про Вьетнам. Что-то такое материальное, что можно потрогать, для меня – показатель профессионализма.

Расскажи еще о своем опыте работы фотографом…

Два года назад я снимала для отеля St. Regis в Москве, очень дорогого и известного отеля международной сети. Я делала фотографии для российской версии сайта. Это была непростая съемка, со множеством ограничений, которая дала мне новый опыт. До сих пор на их сайте очень много моих фотографий.

А творческие или идейные съемки бывают в твоей жизни?

Да. Например, сейчас у меня есть идея снять одного композитора и музыканта, Диму Селипанова. Я недавно была на его концерте в «Зарядье». Там на экране демонстрировался видеоряд из световых абстрактных композиций. Меня это так вдохновило, что я представила кадр: развевающаяся ткань, много воздуха, фигура в этой ткани, возможно, за роялем – это были первые ассоциации с тем звуковым потоком. 

Но это был тот случай, когда мой визуальный импульс совсем не совпал с героем. Я написала Диме, и он мне ответил, что идея совсем не про него – слишком мягко и романтично. Тогда я попросила его записать аудиосообщение – рассказать, о чем его музыка и творчество. И вот я иду, слушаю его ответ и понимаю, что он человек очень сложный и многогранный… И снять его портрет или серию – новая задача для меня. Я еще не знаю, что это будет и совпадем ли мы, но это очень интересный вызов для меня.

Музыка часто тебя вдохновляет?

Да! Два года назад со мной случился очень интересный опыт: мне дали гарнитуру Sennheiser и предложили поучаствовать в проекте, идея которого заключалась в том, чтобы, подключив ее к телефону, записать звук на диктофон – все, что происходит вокруг. После нужно было смонтировать небольшой ролик на минуту, где звук был бы на первом месте, а только на втором – картинка. 

Эта гарнитура записывает чистейший звук. В какой-то момент я неожиданно для себя поняла, что меня вдохновляет именно то, что я слышу, а не вижу! Результатом стало очень атмосферное видео. Была ранняя весна, вечерний Петербург, джазовый концерт, падающий снег, лошадь, которая идет по мостовой, и топот ее копыт, вечерние бары, разговаривающие люди, бармены, которые ставят бокалы… Звук и картинка идеально соединились в этом видео.

Какие у тебя есть еще возможности для демонстрации твоего творчества?

В Москве есть небольшие галереи, которые договариваются с молодыми авторами, художниками и фотографами. Я понимаю, что нужно самой активно продвигаться и предлагать себя в частные галереи. Вообще мне хочется продавать свои фотографии как художественный объект – не просто виртуальные принты, а именно напечатанные фотографии, которые выставляются. В России с этим достаточно сложно, потому что культура покупки искусства еще не так хорошо развита, как в Европе или Штатах. Но я надеюсь, что мой покупатель меня найдет. 

В последнее время я задумалась над тем, что мне стало очень тесно в рамках инстаграма. Мне, как автору, хочется, чтобы мои фотографии видела вся моя аудитория, а с алгоритмами социальных сетей их видит только половина или треть. Мне хочется избежать ощущения одноразовости, когда ты прокручиваешь ленту и у тебя нет времени, возможности, желания подумать о том, что именно автор вложил в конкретный кадр, нет времени прочитать текст, который он написал, и понять, что его вдохновило. Поэтому сейчас я переделываю свой сайт, там будет нестандартный просмотр: никаких слайдеров или маленьких превью, фотографии будут довольно хаотично расположены на белом фоне, который для меня символизирует паспарту, вокруг них будет много воздуха.

Давай поговорим о других гранях твоего творчества – ювелирном искусстве и парфюмерии.

Несколько лет назад я поехала в Калининград снимать репортаж про янтарную отрасль, и в рамках этой поездки мы общались с молодыми дизайнерами, которые стараются сделать что-то интересное с янтарем. На тот момент для меня это был просто эксперимент. Но прошло время, и один мой хороший друг загорелся идеей создавать что-то уникальное для экспорта за границу. Этим «чем-то уникальным» и стал янтарь. У нас появилась идея сотрудничать с дизайнерами из Калининграда и продавать украшения через сайт. 

Мы создали сайт, перевели его на английский и на китайский. Но дальше этого дело не пошло: я поняла, что мне не нравятся те украшения, которые мы пытались продавать. Так появился бренд Letа, а я стала ювелирным дизайнером. Первая коллекция была с янтарем, а уже позже появились украшения с другими камнями. Наши украшения продаются в Москве и по всей России. В том числе в магазине Музея Фаберже, что для меня, конечно, большая гордость!

А парфюмерия?

Я очень люблю парфюмерию: она для меня про ощущения и что-то еле уловимое. Года три назад я начала очень активно интересоваться нишевой парфюмерией и какими-то редкими ароматами. В какой-то момент появилась идея провести мероприятие в сотрудничестве в Cosmotheca, где объединились парфюмерия и фотография. 

В отеле St. Regis я провела мастер-класс с иммерсионным действом: мы с представителем Cosmotheca подобрали пять ароматов и про каждый из них придумали историю. Мы рассказывали участникам историю аромата, а потом распыляли его в воздухе.

Затем каждый получал конверт с каким-то конкретным ароматом и, вдохновившись им, переходил в другую комнату, где его ждали импровизированная фотостудия, модель и атрибуты для съемки: винтажные платья, флаконы духов, украшения, разные детали – вплоть до бутылки абсента и записки на салфетке. Перед участниками мастер-класса стояла задача погрузиться в историю девушки и снять цельную серию фотографий. Я направляла людей во время съемки, а в первой части мастер-класса рассказывала про художественные приемы, которые я часто использую, чтобы вдохновить участников на видение цвета, света и на то, как можно рассказывать историю через серию фотографий.

Это твой первый опыт работы с ароматами?

Нет. Примерно за год до этого я познакомилась с Тимуром Солодовым – владельцем бренда Nose – и вместе с ним создала аромат для близкого человека. Это был интересный процесс: я дала Тимуру вводные про характер, увлечения человека – и из этого начала выкристаллизовываться идея парфюма.

Уже тогда я подумала, что хочу сделать аромат и для себя. 

В октябре 2019 года у меня состоялся мастер-класс по фотографии в Черногории. Мы с подругой решили сделать маленькие флаконы с парфюмом в качестве подарка для участников, вдохновившись Балканами. Я написала Тимуру вводные, он сделал два тестера, а потом из них получился третий вариант, который мы и подарили всем участникам.

Эта история имела продолжение?

Да. Мне и многим друзьям очень понравился Terra Balkana, его носят и мужчины, и женщины. Сейчас мы запускаем ограниченную линейку. А я понимаю, что мне и дальше хочется развиваться во всех моих направлениях – и в фотографии, и в дизайне украшений, и в парфюмерии.

Интервью: Катя Уплисова

Герой: Катя Алагич