Смотрю по сторонам, наблюдаю и прихожу к выводу, что нет определенной границы для таланта. Его не скроешь. Наоборот, появляются новые его формы, диковинные интерпретации. Раз уж сегодня речь зашла о керамике – сколько вариаций ее исполнения существует! У Лизы всё началось просто и лаконично, с сердца. Еще немного сахара с глазурью – и вот оно, счастье, уже рядом…
Занимались ли Вы в детстве этим видом творчества? В какой мере творческие способности были присущи Вам в детстве?
Именно керамикой в детстве не занималась. Но к творчеству была тяга всегда. В 5 лет я начала ходить в художественную школу и очень любила делать различные поделки из всего, что под рукой. Много лепила из пластилина различные фигурки, из соленого теста обожала лепить. Шить что-то пыталась, хоть и получалось плохо. Но еще тогда мне прямо необходимо было что-то делать руками. Помню, в школе я очень любила уроки труда: особенно нравилось заниматься вышивкой и делать коллаж из тканей.
Когда Вы нашли свое дело и поняли, что это то, чем хотелось бы заниматься всю жизнь?
Когда училась на педагога изобразительного искусства, мы проходили работу в разных техниках с различным материалом. И больше всего мне на тот момент приглянулись холодный батик (роспись по ткани. – Прим. ред.) и керамика. Первое время у меня выходили очень красивые работы с росписью на шелке, я даже подумывала заниматься только этим. Но потом попробовала слепить из глины броши, и меня это так затянуло, что стало моим хобби. И только после четырех лет занятия им мое хобби переросло в любимое дело.
Учились ли Вы где-то, или Вы самоучка?
Основные техники лепки узнала, когда училась на педагога. Но это была малая часть. Еще год назад я работала в мастерской, где мы делали керамическую плитку ручной работы, и именно там в процессе создания плитки я получила бóльшую часть знаний и многому научилась.
Мастерская – Ваш единственный источник дохода?
Да, сейчас это мой единственный источник дохода. И для меня важно заниматься только любимым делом. До этого я пробовала совмещать работу и свое дело, но выходило не очень круто, так как приходилось полностью отдаваться работе и сил на броши оставалось гораздо меньше. Для человека важно исполнять в жизни то, к чему он стремится.
В чем Ваш источник вдохновения? Как настраиваетесь на работу? Как создаете нужное настроение?
Определенного источника вдохновения нет. Меня вдохновляет всё, что окружает. Могу восхищаться многими, на первый взгляд, привычными вещами. Мне нравится, как свет падает на дома, как на солнце поблескивают, напоминая чешую рыбы, маленькие плиточки, облицовывающие стены дома. Не вдохновение ли это? Для меня определенно да. А рабочий настрой приходит во время процесса. На работу настраиваю себя, просто понимая, что надо сделать. Ставлю перед собой задачи и начинаю их решать.
Сотрудничаете ли Вы с другими мастерскими и мастерами?
Сотрудничаю с петербургской мастерской шоколада Patris Glenco. Для их коллекции, посвященной балету, мной сделаны броши в виде пуантов. В данный момент я нахожусь в процессе рисования новых видов брошей для них, но каких именно – пока тайна.
Кроме мастерской, находите ли Вы какое-то иное применение своим талантам?
Мне безумно нравится обустраивать свою квартиру, для меня это как отдельный вид искусства: всегда тянет что-то переставить, поменять, сделать так, чтобы каждый уголок был приятен глазу и функционален.
Каковы Ваши ближайшие планы в развитии мастерской?
Для начала у меня в планах приобретение печи для обжига. Это очень важный шаг. Сейчас обжиг брошей делаю у знакомого, и с этим связаны некоторые неудобства. Когда появится печь, тогда будет необходимо найти помещение.
Есть ли у Вас какая-то творческая мечта?
Есть мечта – чтобы мои броши были многими узнаваемы.