21–22 марта в Москве пройдет «Ламбада-маркет». Среди участников – проект «Горшочки», керамика ручной работы с доставкой по всему миру.
Расскажи, пожалуйста, о своем первом гончарном круге.
Мой первый гончарный круг был самодельным. Я училась на архитектурно-строительном факультете, которому принадлежал цех с оборудованием. Заведующий цехом предложил мне приходить и тренироваться на шлифовальном станке, поскольку денег на покупку круга у меня не было. Работать на станке утомительно, но я приходила, как на работу, и крутила с 9 до 17. Первые изделия получились не сразу – а те, что получились, были немного неуклюжими.
Что привело тебя в гончарное дело?
Все началось с курсов керамики. Курс состоял из четырех занятий: на двух занятиях учили ручной лепке без круга, на одном был гончарный круг, а последнее занятие оставили для декорирования изделий. Если бы не интерес и неслучайные совпадения, ничего бы не случилось.
А чем является для тебя гончарное мастерство?
Гончарное мастерство – это труд. Здесь многое зависит от того, сколько ты вложил в процесс.
Образ керамистки у многих сложился после просмотра фильма «Привидение», где девушка главного героя очень красиво выкручивала в кадре огромную вазу. А чтобы сделать большую и высокую вазу на круге, нужно не только умение, но и силы поднять и отцентровать примерно 4–5 кг глины.
Что дает и что привносит в твою жизнь мастерство гончара?
Керамика не про результат, а про процесс. Результат может случиться после недель ожидания и неудачных попыток. Керамика учит терпению, учит получать удовольствие от момента, потому что задуманное может не получиться, учит воспринимать красоту и находить ее в неидеальности.
Почему «Горшочки»?
Имя проекта очень теплое, как и сами изделия из печи.
Кто-то еще участвует в проекте?
В проекте участвую только я. Все процессы в мастерской находятся под моим контролем. Нет никакого серийного производства, каждая вещь – это мой труд. Дело, которым я занимаюсь, кажется мне очень личным, поэтому в каждом изделии хочется оставить что-то от себя.
Расскажи о технологиях производства и обжига…
Все изделия проходят пять этапов производства. Первый этап – создание формы. Изделие можно лепить вручную (таким образом можно создать необычные формы) или на гончарном круге (изделия получаются ровные, правильной формы). Самое сложное в процессе работы за кругом – это центровка, от этого зависит симметричность формы. Для каждого материала подходит свой способ формовки: например, из фарфора трудно вылепить большую вазу, а для посуды он подходит прекрасно.
Второй этап – сушка, изделия сохнут 3–4 дня. Третий этап – обжиг. Температура обжига должна быть не ниже 950 градусов. Четвертый этап – это глазуровка. Глазурь – прекрасный инструмент декора, но очень важно следить за тем, чтобы форма изделия «дружила» с цветом. Неправильный цвет может испортить впечатление от формы.
Заключительный этап после глазуровки – еще один обжиг. Глазурь очень привередлива: после обжига все дефекты покрытия могут стать заметными. Поэтому каждый раз, открывая печь, испытываю трепет – из кусочка глины появляется изделие.Весь процесс занимает 2–3 недели.
А какие мастера тебя вдохновляют?
Вдохновение – это работы Врубеля. У этого мастера был свой технолог керамического производства, который помогал ему с химическими процессами. Врубель много экспериментировал с обжигами. Его изделия поражают своим цветом.
Еще обожаю керамику Пикассо! Он старался сохранять классические формы и увлекался росписью изделий.
Вдохновляет история и скульптуры Микеланджело. Когда я читала художественную книгу Ирвинга Стоуна о нем, я была поражена его невероятным упорством, точностью движений.
А был ли у тебя период, когда ничего не получалось?
Конечно. В самом начале пути. Каждый раз пробовала что-то новое, изменяла процесс, использовала новые материалы.
Представляла ли ты себя в роли предпринимателя?
Никогда. Я скорее отношусь к своему делу как к ремеслу. Но пришло важное понимание того, что покупка работ – это признание твоего таланта.
Что оказалось самым сложным на пути реализации собственного проекта?
Продвижение и реклама своего дела. Это большой талант – уметь рассказать о себе и привлечь внимание. Огромное восхищение у меня вызывает Александр Маккуин, который смог показать свои коллекции миру и стать известным, несмотря на то что вырос в обычной семье в бедном районе Лондона.
Привлечь внимание к своим изделиям – это и есть самое сложное для меня в реализации проекта. Поэтому я ищу свои формы, декоративную составляющую изделий.
Тогда что, наоборот, не вызвало никаких трудностей, если такое вообще возможно при открытии своего дела?
Наверное, не вызывает сложности то, что называют вдохновением. Керамика – это огромное поле для экспериментов; например, сейчас тот период, когда я немного устала от ваз и начала лепить посуду, чашки, пиалы и тарелки.
Есть ли у тебя другие увлечения?
Я очень люблю рисовать. У меня нет художественного образования, и мои картины – это работы для себя, близких и друзей.
Люблю фотографировать на пленку: такие фотографии более атмосферные и теплые.
Кроме того, мне близок импрессионизм и очень нравится Париж – вообще Франция, Бискайский залив… Поэтому я учу французский язык, обожаю писать на нем. Иногда свои мысли очень удобно выразить именно французскими словами.
Люблю гулять по музеям и подолгу смотреть на работы художников. Обожаю Русский музей и Третьяковскую галерею, а еще музей Орсе в Париже – могу часами гулять там, а потом очень долго рассказывать о своих впечатлениях.
Каковы твои цели на ближайшее время?
Глобальных целей нет – хочется находить «своих» людей, которым нравится то, что я делаю; лепить, углубиться в декор изделий, начать создавать свои глазури; совершенствовать свои знания и приходить к новым решениям; найти золотую середину между созданием утилитарных вещей и изделий, которые могут быть объектами искусства.
Как ты занимаешься продвижением проекта?
На данный момент у меня, к сожалению, нет офлайн-площадки, где я могла бы выставлять свои изделия. Хотя я считаю, что это прекрасный способ продвижения, поэтому я ищу возможности сотрудничества с дружественными магазинами и лавками. Мои изделия, конечно, можно найти в инстаграме.
Что отличает «Горшочки» от других?
«Горшочки» – это история одного человека, создателя. В каждое изделие я вкладываю свое и только свое видение формы и цвета...