Олино море и Женя Рифей

Дрифтвуд (Станица Голубицкая, Азовское море)

 

"Олино море" и "Женя Рифей". Дрифтвуд (Станица Голубицкая, Азовское море)

Жить у моря - процесс творческий. Особенно когда любимое дело связано с прогулками вдоль берега в поисках причудливого материала для работы. Звучит поэтично? Оля и Женя воплощают мечты о морском побережье в живописных дрифтвуд-композициях, наполняя выброшенное морем дерево новой жизнью, - выглядит это не менее поэтично.

Так маленькая станица на берегу Азовского моря стала колыбелью для множества сказочных островков с маяками и домиками, разошедшихся по стране и улетевших за рубеж. Что такое дрифтвуд, рассказали создатели собственного дрифтвуд-бренда Оля и Женя.

 

Как вы придумали проект?

ОЛЯ: Я шила тряпичных кукол, а муж стал делать для них деревянную мебель. Однажды галерея, с которой мы сотрудничали, попросила Женю изготовить для одной выставки композиции из морского дерева. 

 

ЖЕНЯ: Я только тогда и открыл, что это называется "дрифтвуд".  Нигде не было никаких картинок, мало кто в России про это знал. Так что делал наугад. Друзья посоветовали опубликовать работы в интернете, и дело пошло - люди заинтересовались и появились заказы. Потом Оля переключилась с кукол на дрифтвуд, и тоже им увлеклась.

Мы ездили на море, где собирали дерево на берегу.

 

ОЛЯ: Три года назад в России дрифтвудом увлекались четверо человек, а сегодня уже около сорока мастеров. Многие живут в Краснодарском крае, у моря: это Сочи, Витязево, Анапа. Дрифтвуд остается узким профилем. К тому же ограничивает людей близость к морю.

 

Дрифтвуд - дерево из моря?

ЖЕНЯ: Да. Старинные названия - "плавун", "плавунец", "топляк". Раньше из него делали мебель или топили печь. Дров не было, и люди собирали то, что вынесло морем.

 

ОЛЯ: Сейчас тоже такое часто бывает: ходим по берегу, собираем материал для работы, а люди на пляже подбрасывают его в костер, шашлыки жарят. Для нас же напротив такое дерево - ценность.

 

 

Вы живете на побережье Азовского моря. Много ли дрифтвуда на вашем берегу?

ЖЕНЯ: Мы ездим за материалом в Анапу - на Черное море. Здесь важную роль играет берег. В Анапе, в отличие от Голубицкой, берег каменистый. Части дерева легко разбиваются об него во время шторма, а я и Оля подбираем уже готовый материал. В Черном море, в отличие от Азовского, попадается сосна. У нее затейливый рисунок. К тому же, в Черном море дерево становится светлее, а в Азовском наоборот "замыливается" илом из-за близости реки Кубань и приобретает неприятный оттенок.

Со временем дерева стало меньше. Три года назад мы приезжали на побережье и набирали полную машину, а теперь только по две-три сумки увозим.

 

 

А кроме дрифтвуда еще что-то используете в композициях?

ОЛЯ: Нет, только дрифтвуд и акриловую краску. Маячки такие ровные, потому что мы их вытачиваем на токарном станке, но делаем тоже из дрифтвуда. Пробка, которая используется в изготовлении маячков, тоже с моря.

 

ЖЕНЯ: Двери, крыши, останки, которые выносит море, - идут в ход. Красочный слой я срезаю. За три года мы уже научились отбирать и обрабатывать материал нужным способом.

 

Что каждому из вас дается лучше всего, а что вы не любите делать?

ОЛЯ: Женя не делает воздушные шары, а я не делаю акриловую живопись. При этом мы создаем каждый свою композицию от и до. Конечно, по стилю они отличаются между собой. Наши постоянные клиенты хорошо различают мои работы и Женины. К тому же разные мастера берут разное дерево. Тот материал, с которым работаю я, Женя не использует в своих композициях.

 

ЖЕНЯ: Это зависит и от специфики. Я люблю делать что-то миниатюрное, а Оля, наоборот, предпочитает большие работы.

 

Где берете идеи, сюжеты?

ЖЕНЯ: Что касается сюжетов, то меня вдохновляют другие страны - Англия, Италия. Instagram тоже подкидывает сюжеты: когда я смотрю что-то на тему архитектуры, мне тут же предлагают похожие аккаунты со стилями разных стран - Италии, Англии, Германии.

Чем это не вдохновение?

 

ОЛЯ: Я еду на море, поднимаю "коряжку" и говорю: "О, вот здесь будет то-то и то-то". Материал подсказывает идею.

В прошлом году мы ездили со своими работами в Москву на выставку "Искусство кукол", там набрали столько вдохновения, что наперед хватило.

 

ЖЕНЯ: Я вообще в Москву, можно сказать, только ради музеев и ездил - Третьяковки, "Гаража". Это удовольствие ни с чем не сравнить: в Третьяковской галерее впечатлила портретная живопись, а из позднего искусства нравятся Поллок, Ив Кляйн, Бротарс...

 

Вы проводите еще и мастер-классы. Много ли желающих?

ОЛЯ: Это онлайн мастер-класс. Обучение проходит в закрытом аккаунте Instagram. Там дается видео-материал с пошаговой инструкцией, где я показываю и рассказываю, как от начала до конца создать композицию: где найти материал, какой должен быть материал, что с ним делаем дальше. Желающих много - смотрит Москва и ученики из других стран.

 

Как реализуете работы?

ОЛЯ: Предлагаем через Instagram, а покупают для себя, и на подарок. Некоторые люди мечтают переехать на море, но у них это не получается, тогда они приобретают себе такой островок с маяком. Это не столько ценность в доме, но скорее настроение. Есть и такие заказчики, которые уже собрали коллекции из наших работ: домики или панно. Постоянные клиенты берут наши работы для продажи в магазинах. За границу часто покупают. В Лос-Анджелесе работы разошлись "на ура". То, что здесь продаем за одну цену, там имеет другую ценовую категорию.

 

Вы делаете работы на заказ или продаете то, что в наличии?

ОЛЯ: Обычно это происходит так: набираю материал, сажусь, раскладываю, придумываю и делаю. Людям работы нравятся, и они их берут. Часто заказывают повторы. Я обожаю делать точные копии своих же работ. Еще одна категория покупателей просит сделать нечто такое, чего мы раньше не делали. Тут сразу появляется интерес - а получится ли это воплотить. В итоге возникает новый продукт. Так появилась подвеска для календаря, потом настольные лампы, ночные светильники с эпоксидной смолой.

 

Какие у вас планы?

ЖЕНЯ: В планах запастись новым оборудованием, облегчить технологию, чтобы поставить на поток те же эпоксидные светильники, и не терять интерес к творческому процессу: что это будет - вешалка, столешница из морского дерева или панно?

 

"Олино море" — это труд или творческое увлечение?

ОЛЯ: Конечно, не бывает такого, чтобы я мечтала поскорее закончить работу и убежать в отпуск, например. Наоборот, когда я долгое время не создаю композиций, то хочу поскорее вернуться к работе.

Интервью: Наташа Лозинская

Фотограф: Наташа Лозинская

Фотограф композиций: Евгений Мельник
Герои: Ольга и Евгений