Софья – MILK PRINCESS

 

Когда ты впервые прикоснулась к керамике? Расскажи про этапы своего творчества?

Четыре года назад я впервые увидела на ярмарке в Петербурге керамистов. До этого керамика была делом каких-то незнакомцев за семью морями. А тут вдруг мне сообщили: вот чашка, ее сделал вот этот человек, потом еще в печке обжег, и теперь можно из нее пить. Я сразу захотела тоже попробовать. Первое время пыталась подражать красивым картинкам с сайта Pinterest (думаю, это нормально и такой этап проходят все поначалу), а со временем разобралась, какой стиль мне подходит и в каких техниках мне действительно интересно работать, а всё лишнее «отвалилось».  И вот только сейчас среди остатков вырисовывается какая-то более-менее внятная картинка того, чем я занимаюсь.

На днях моя подруга высказала гениальную мысль, что мы ведем охоту на самих себя. Вот какой у меня сейчас этап – «охота на себя».

Как реагируют твои родные, друзья, знакомые на твои керамические работы?

Сестра говорит, что она мой главный фанат. И подружкам нравится – всегда знаю, что подарить им на праздники.

Чем вызвана у тебя потребность создавать керамические изделия?

Тем, что лепка – самый понятный мне язык для высказывания. Я играю в какую-то бесконечную игру в композицию, чего бы это ни касалось – формы чашки, расположения вещей на полке, еды на тарелке или керамических «пупырок» на вазе. Когда мой глаз доволен и мне красиво – как будто жизнь удалась. А еще я люблю создавать предметы – даже не вещи: вещи, как правило, подразумевают какую-то функцию. А я делаю штуки, которые можно и стоит как-нибудь использовать, но функция у них неочевидна. Пользователь сам должен ее почувствовать. Одна и та же вещь у одного человека будет пепельницей, у другого – тарелкой, а третий подопрет ею дверь. Вот что мне нравится, к такому я стремлюсь.

Кто для тебя в керамике авторитет?

В основном мои авторитеты – архитекторы, которые, может, и глину-то никогда в руках не держали. Я люблю модернизм Ле Корбюзье, советский конструктивизм, деконструктивизм Фрэнка Гери и Луиса Кана – в их работе много диалога с формой. Ими я вдохновляюсь. Режиссерами тоже: Дэвидом Линчем, Уэсом Андерсоном, шоу Монти Пайтона. Да всеми, кто делает что-то сверх обычного. Это очень важно – делать сверх обычного, если можешь.

Я придерживаюсь мнения, что вдохновляться лучше чем-то из других сфер. Когда я вижу шедевры мировой керамики – мне досадно. Потому что если это круто, то очень хочется хотя бы частично повторить. И при этом нельзя сделать ничего даже отдаленно похожего, потому что это уже есть.

Попробуй описать свой стиль в керамике.

Один мой знакомый назвал мою керамику архитектурной, и многие то же самое говорят, иногда другими словами. Мне это льстит, так что пусть так и называется! И еще очень хочется добавить, что моя керамика совсем не стремится к подражанию природе. Я обожаю кривые бока, текстуры под камень и рваные края, которые сейчас в тренде, покупаю такое, но не делаю сама. Я хочу, чтобы мои изделия красиво смотрелись в природе, но выглядели как что-то очевидно созданное человеческими руками. Как линии электропередач в поле. Или как мост через реку.

Какую технику ты чаще всего используешь? Какая техника тебе нравится?

То, что я обычно делаю, называется техникой пласта: глину раскатывают скалкой или при помощи специального оборудования, затем вырезают детали, как по выкройке, и соединяют их по швам — вот так я обычно работаю, как будто клею из картона. Отсюда прямые линии и четкие грани. Но у других керамистов я покупаю обычно только гончарные вещи. Люблю гончарку, восхищаюсь ей, потому что сама толком не умею работать с кругом. Надеюсь скоро это исправить, даже если потом не буду этим навыком пользоваться.

Каково будущее керамики?

Этот вопрос меня смешит! Захотелось сказать: «Откуда ж мне знать, какое у нее будущее!» Исторически керамика была в первую очередь функциональной – посуда, утварь. Сейчас в керамике ручной работы нет никакой необходимости, красивую качественную посуду можно купить, например, в «Икее». Но многие люди хотят индивидуальных вещей, с историей, с автором. Поэтому ремесло живо. Но это всё такая игра в полезность. Поэтому я отвечу, что будущее керамики – в бесполезности. В отсутствии необходимости быть функциональной. А еще сейчас много болтовни о 3D-принтерах, печатающих глиной. И это, конечно, невероятно и прогрессивно, но, на мой взгляд, скучно. Не хочу такую вещь себе в дом.

А видишь ли ты себя керамисткой через несколько лет?

Да, вполне красочно вижу себя в этом через год, два и десять. Не знаю, в какой роли – здесь я пока на распутье: керамика как дизайн, или как ремесло, или как искусство? Сейчас я пытаюсь нащупать границы между всеми этими историями, а там уж решу – куда меня потянет. Очень много в голове разных затей! Одна беда: я бы хотела быть более мобильной, но с печкой много не попутешествуешь. Сейчас я для себя решила, что она мой якорь. Где она – там мой дом. Если когда-нибудь оставлю свое дело, то, скорее всего, по этой причине.

Есть ли среди работ, сделанных тобой, любимая?

Первое, что пришло в голову, – молочный пакет по мотивам небоскреба Turning Torso Сантьяго Калатравы. Пока не соглашаюсь его продавать, потому что почти уверена, что не смогу повторить, очень много с ним было возни. А еще я сейчас леплю маленьких кривеньких зайчиков – просто потому, что мне нравится их лепить. И всех их мне хочется оставить себе – такие они дурачки! Обычно мне ничего не хочется оставить себе, а тут такое дело...

И еще я всем сердечком люблю последний проект, в котором мне посчастливилось участвовать: я лепила 33 керамических журавлика для огромной люстры в интерьере онкологической поликлиники города Томска. Было очень и очень трудно, но в итоге получилось невероятно красиво, в чем, конечно, в первую очередь, заслуга не моя, а автора проекта интерьера. Но я все равно горжусь этим проектом, это самая настоящая инсталляция.

А что ты мечтаешь воплотить в жизнь?

Сейчас я снимаю уголок в галерее «Электрозавод»; это как бы и выставочное пространство, и мастерская, и этакое поле для экспериментов – смелых и масштабных по моим меркам, гораздо более масштабных, чем я могла себе представить еще несколько месяцев назад. Пока я только принюхиваюсь. Хочу попробовать себя художником и куратором, хочу выставку. А еще я недавно начала работать с людьми с РАС (расстройствами аутистического спектра), мечтаю о полноценной инклюзивной керамической мастерской. Сейчас подобные проекты повсюду, есть чем вдохновляться и у кого учиться. Надеюсь, что справлюсь, но загадывать пока не стану.

Проект: Milk Princess

Герой: Софья