Не могли бы Вы немного рассказать о себе?
Я учился 5 лет в средней художественной школе в Налечуве (Польша). Вскоре после этого переехал в Антверпен (Бельгия), где у меня были свои первые выставки. Через 20 лет я вернулся в Пулавы (Польша). Недавно я отказался от сотрудничества с галереями и стал независимым художником. Пытаюсь зарабатывать на жизнь продажей работ непосредственно коллекционерам.
Как бы Вы описали свое творчество?
Мой любимый вопрос! Я рисую на сильно загрунтованных панелях. На эскиз я наношу тонкими слоями акриловый ультрамарин, смешанный с жженой умброй и водой. Даю высохнуть примерно 24 часа. На следующий день я удаляю краску губкой для мытья посуды, но только со светлых мест и бликов, оставляя в тени. Я повторяю процесс 4-5 раз, пока общий тон работы не станет соответствовать задумке.
Теперь, получив размытое, слегка бледное изображение, я добавляю все детали и более глубокие тени тонкой кистью. Это наиболее трудоемкая часть. Чтобы сэкономить время, я обычно работаю над несколькими проектами одновременно, часто оставляя их незавершенными на определенном этапе на несколько месяцев, в других случаях я заканчиваю (более мелкие части) в течение недели.
Как Ваша практика изменилась с течением времени?
В последнее время я регулярно экспериментирую. Например, я работаю над идеей рисования таких сложных портеров с натуры. Ведь раньше я всегда рисовал по фотографиям. Эти фотографии я делал сам, но все же это не рисунок живого человека с натуры в реальном времени. Я думаю над тем, как совместить это и трудоемкий и долгий процесс техники, в которой я работаю.
Еще, чтобы разобраться с освещением и тенями, я использую специальную скульптуру головы, которую создал из глины, а черты придумал из головы. Я освещаю его в своей мастерской, чтобы контролировать мягкость, направление света, тени и угол обзора, чтобы создать убедительно реалистичный портрет несуществующего человека.
Что Ваша работа должна сказать?
Во всяком случае, я стараюсь передать определенное настроение, атмосферу. В некоторых произведениях могут присутствовать элементы, кажущиеся символическими, но они остаются свободными для интерпретации. Я не стремлюсь вкладывать слишком серьезные смыслы в работу. Я просто делаю то, что люблю.
Как пандемия повлияла на Вашу работу?
Больше времени проводил в мастерской, а не в пабе или клубах (смеется).
Как давно вы работаете художником?
Первая успешная персональная выставка была в 2000 году, точно не помню, но через два-три года после этого я финансово стабилен и спокоен. Сейчас могу позволить себе просто творить.
Где Вы черпаете идеи для своего искусства?
Я стараюсь генерировать собственные идеи, хотя некоторое влияние других художников, старых или живых, неизбежно. Наверное, к счастью...