С чего ты начинала свой путь и как стала художником-ювелиром?
Я училась в МУХЕ на художественной обработке металла. Сейчас там есть разделение на ювелиров и кузнецов, но когда я училась, то был специалитет 6 лет, и мы пробовали разные техники каждый семестр. Но для диплома надо было выбрать что-то одно: гравировку, литье, кузницу, гальванику или ювелирку. Каждый выбирал то, чем бы он хотел заниматься в жизни. Таким образом диплом одновременно становился и стартовой работой, с который каждый мог вступить в профессиональную деятельность.
Моя дипломная работа – это коллекция черно-белых колец из стали и серебра, они стали моей «отправной точкой», и дальше во всех моих работах прослеживается эта черно-белая история.
Работать начала сразу же после диплома. Мои родители – не художники – и к моему желанию работать на саму себя относились сначала скептически. Но я очень упертая, по знаку зодиака Козерог, и всегда знала, что всем докажу, насколько они не правы, и у меня все получится. Конечно, первый год был очень тяжелый, но я работаю одна уже почти 5 лет, теперь ничего не страшно. Кстати, трудовой книжки до сих пор у меня нет.
Маша, совсем недавно у тебя состоялась презентация собственной линейки украшений «Шум моря в серебре». Расскажи подробнее о коллекции?
Новая коллекция изначально называлась «Шум моря», но я стала выкладывать фотографии в Instagram, ставить хэштег «шум моря» и поняла, что под ними очень много фотографий. Из-за этого я переименовала название коллекции в «Шум моря в серебре», хотя моему сердцу все равно ближе первое название.
Вдохновение я поймала в отпуске, когда впервые за 5 лет после окончания учебы поехала на море. Мы с большой компанией были в Баку. Я не люблю жару, и пока все мои друзья лежали и загорали, я пряталась от солнца и выходила только тогда, когда оно уже скрывалось. Надевала на себя рубашку, ходила по пляжу и собирала камешки, гальку. Все обычно собирают ракушки, камушки, и они лежат без дела, а я думала – нельзя. Надо что-то придумать.
Начался творческий процесс: примеряла на пальце, были мысли о том, как можно обыграть эти камешки, и как они могут смотреться. Собственно, так родилась идея: я привезла эту гальку из отпуска и решила создать лаконичные украшения из серебра, где простые линии сочетаются с матовой текстурой. Узнала, что сейчас очень мало ювелиров крепят камни самостоятельно, то есть это делают либо на производстве, либо нанимают специальных рабочих. Но как можно отдать на лазерную гравировку, когда нас этому учили, и я это умею? Поэтому я все делала сама: крепила каждый камень, который имеет разный размер, форму, обыграла фианитами, поскольку мне хотелось придать гальке драгоценности. Фионит – набегающая волна и пена. А галька – берег. Так и родилась эта коллекция.
Делаешь ли ты украшения на заказ?
Художник-ювелир живет в основном на заказах. А заказы – это не твоя идея, это то, что просят люди. Чаще всего нужны обручальные кольца – это особенная моя любовь. У многих работающих ювелиров, здесь я не имею ввиду массовое производство и магазины, но и у отдельных мастеров все кольца достаточно одинаковые, конечно, каждый вносит что-то свое, но по сути все очень похожее. Это связано с общими тенденциями и спросом. Например, последние 2-3 года была мода на белое золото: все хотели, но никто не мог объяснить почему. Вернее, объяснение было, но очень простое, что серебро смотрится очень дешево, а в желтом золоте не нравится цвет. Поэтому идеальное решение для многих – белое золото. Сейчас я перестала с ним работать, отдаю предпочтение серебру, которое также является прекрасным материалом и из него можно сделать красивые кольца.
На самом деле, творчество в изготовлении обручальных колец присутствует, но его не так много, как хотелось бы. А мне всегда хотелось сделать что-нибудь для души. Тогда я и решилась на творческую и некоммерческую коллекцию.
При изготовлении колец стараешься придерживаться только своего стиля и не берешься за чужие идеи?
Одно время была мода на очень широкие кольца. Приходилось слышать: «Мы хотим широкие кольца – в сантиметр». Я пыталась убедить ребят, что это не удобно, и если носить каждый день, то будет мозоль, сами захотите переделать. Но люди, пока не попробуют, редко переубеждаются.
Сейчас по своему опыту я знаю: если молодожены заказывают широкие золотые кольца, и они не совсем уверены в своем выборе, то стоит сделать для них еще один более тонкий экземпляр в серебре. Иногда бывает так, что я даю им кольца на неделю и говорю: «Поживите с ними, делайте все, что вы делаете в обычной жизни, и вы поймете, комфортно вам или нет: толщина, ширина, размер». После такого эксперимента, некоторые пары действительно меняют свой выбор в пользу серебра.
Как планируешь развивать свое дело дальше? Есть ли идеи для следующих коллекций, или это пока секрет?
У меня был перерыв длительностью в 5 лет, очень полезный для моего творчества. Когда ты отдыхаешь – ты набираешься сил и вдохновения. После коллекции «Шум моря в серебре» я подумала, что сейчас выдохну, не буду работать какое-то время, надо немножко отдохнуть. Но нет! Один день я убирала мастерскую, еще один день отдохнула, а потом у меня возникло ощущение, что нужно срочно начать создавать что-то новое. Когда ты разгоняешься, набираешь обороты, тебе потом не остановиться. Уже очень жду весну, потому что затеяла новую коллекцию. Мне нужны цветущие магнолии и сакура, буду собирать листики. Хочу попробовать в литье сделать украшения для головы, возродить моду на шпильки и цветочную тему весны в волосах.
Интервью и фото: Климова Саша / Уплисова Катя
Герой: Мария Богомолова