Блицопрос
Любимая книга?
«От хорошего к великому» Джима Коллинза.
Любимый дизайнер?
Yohji Yamamoto.
Любимая музыка?
Jean-Philippe Rameau, Teodor Currentzis.
3 главных правила жизни Марии Пшеничниковой?
Быть свободной в выборе и прислушиваться к внутреннему голосу.
Развиваться и верить в себя.
Помнить о ближних, не унижать достоинство другого и не шагать по головам.
Что для тебя красота? В чем она проявляется?
Красота для меня – это энергия наслаждения, удовольствия, восхищения, благоговения, радости. Палитра чувств у каждого индивидуальна. Она зависит от происхождения, рода деятельности, образования, интересов, характера, даже от здоровья и настроения. Но красота всегда правдива и позитивна по отношению к тому человеку, который эту красоту ощущает. И здесь нет места спору о ней. Хотя чувства важно воспитывать, развивать и бесконечно расширять спектр ощущений.
Расскажи о своей профессиональной деятельности.
На сегодняшний день я являюсь модельером, режиссером-постановщиком своих видео, провожу мастер-классы по созданию костюмов на основе образного моделирования.
Что для тебя служит вдохновением при создании коллекции?
Создание коллекции – это способ рассуждения на волнующую меня тему, которая часто приходит из внешнего мира. Сама реальность в различных ее проявлениях является объектом для познания и импульсом для творчества. Индивидуальное проникновение в суть предмета дает толчок воплощению различных образов, что способствует формированию концепции для будущей коллекции. Образное моделирование становится средством демонстрации идеи и стимулирования творческого потенциала. Это особая форма построения новой действительности в персональном видении мира.
Где ты отшиваешь одежду?
Многие свои коллекции я отшивала самостоятельно, имея практическое умение в конструировании и пошиве одежды. Также имею положительный опыт сотрудничества с одним из московских ателье. Но для многих моих постоянных клиентов важно, чтобы изделие было полностью в авторском исполнении. Возможно, в этом – гарантия энергетической подлинности и единичности произведения.
Твои вещи графичные и словно с другой планеты. Кто повлиял на твой стиль?
Возможно, это от осмысленного подхода к теме, от степени осознанности. Иногда сама тема предполагает графичные образы. Хотя в творчестве далеко не всё поддается анализу. Человек – это образ Вселенной. Он сам – планета. Во всяком творчестве автор исходит из самого себя. Построение идеи художественного произведения – это момент диалога личности автора со своим другим «я». Подход к творческому процессу и определяет характер стиля. Мысли первичны, стиль вторичен…
Какой предмет одежды твой любимый?
Такого нет. Важно, чтобы вещь была близка мне по духу.
Какие ткани ты используешь? Есть ли концепция цвета?
С самой первой коллекции, еще в институте, я стала использовать винтажные ткани. Чаще всего это итальянский и японский материал. Тканям от 10 до 60 лет. Все образцы проверяются на прочность. Когда берешь винтажную ткань в руки, ощущается ее история. Это также влияет на построение концепции, то Есть иногда даже выбор ткани определяет образ темы. Коллекции я делаю небольшие – всего один размерный ряд. Мои клиенты очень ценят уникальность.
Твоя покупательница – кто она? Какой у нее образ жизни, характер, стиль в одежде?
Мои клиенты – это женщины, интересующиеся искусством, путешествующие по миру, занимающиеся спортом. Они любопытны и способны на авантюру. Встреча и общение с клиентом – это особый вид творчества, который требует определенного душевного настроя и художественного чувства в видении другого. И здесь субъективные миропонимания личностей должны сойтись в диалоге.
Ирина Понаровская – твоя муза? Расскажи о сотрудничестве с ней.
Ирина Витальевна Понаровская – очень важный человек в моей жизни. Я считаю, что встреча с ней была судьбоносной. Знакомство было непреднамеренным и естественным, у нас совпали углы восприятия реальности. Я уважаю ее мнение, способность видеть и ценить достоинства в другом человеке, а самое главное, она мне интересна как личность. Она великодушна. Ее красота добра. Ирина Витальевна поддерживает меня своей верой в мой талант, честна со мной. Я горда тем, что ей близки мои образы в одежде. У нее имеется много вещей из моих коллекций.
Ирина Витальевна стала лицом проекта IKEBANA в 2019 году. Это решение было принято совместно. Для меня это была большая ответственность, так как Ирина Витальевна – лицо публичное. На мой взгляд, все получилось так, как было запланировано. Мы отсняли лукбук коллекции с участием Ирины Витальевны и актрисы Лидии Омутных. Также сняли видеоперформанс, где Ирина Витальевна была главной героиней, а я – режиссером-постановщиком. Ирина Витальевна суперпрофессиональна: очень пунктуальна, придерживается всех рекомендаций, четко следует таймингу, в свободное от съемки время отдыхает, сохраняя энергию, спокойна, в работе на камеру максимально собрана. Сколько бы дублей ни приходилось делать, она всегда настроена на работу. Для меня это был невероятный опыт и удовольствие – работать в таких условиях. В октябре 2019 года было открытие студии MARP, и Ирина Витальевна открыла вечер и зарядила всё пространство своей энергией.
Что ждет российскую моду и российских дизайнеров в ближайшее время?
Я не могу ответить на этот вопрос. Но я бы хотела, чтобы наша мода была смелее и уникальнее, имела свои грани и была тем самым предпочтительнее для российского потребителя и интереснее людям других стран. Тогда и наши дизайнеры будут пользоваться успехом и признанием во всем мире.
Как ты считаешь, какие качества необходимы, чтобы стать дизайнером?
Я буду говорить про модельера. Основа становления его как профессиональной личности – это непреодолимое желание высказать свою мысль через одежду, а еще избыток видения, смелость и вера в себя.
Ты создала и развиваешь бренд MARP, каково это – быть творцом и бизнесвумен одновременно?
Я сделала первую самостоятельную коллекцию и презентовала ее в Москве в 2015 году. С этого все началось. Я стала выстраивать концептуальную часть, как говорят, ДНК бренда, рассказывать о концепции и бренде, начала работать с клиентами. Дальше – коллекция за коллекцией. Я иду не по протоптанной дороге, но я доверяю своему чутью и очень благодарна тому, что встречается на моем пути. А в людях я нахожу не только поддержку, но и импульс для творчества. Я всегда следую выбранной концепции, даже если это в чем-то невыгодно. Мне важно иметь образ бренда, беречь его и развивать. За 5 лет деятельности я пришла к иной форме выражения себя – к проекту MARP.
Проект MARP – это лаборатория образного моделирования. Образное моделирование – это индивидуально-субъективный процесс, это способ реализации персонального видения мира в создании нового. Оно представляет собой форму социальной активности, являющейся средством стимулирования творческого потенциала при создании художественного произведения. Проект имеет трехчастную структуру, состоящую из следующих компонентов:
– создание коллекции, перформанса, видеофильма, инсталляции;
– работа с образом клиента в поиске индивидуального решения одежды;
– проведение мастер-классов и персональных тренингов.
Каждая коллекция представляется зрителю посредством видео или перформанса, что позволяет наиболее полно погрузиться в предложенную автором тему. Это обусловлено желанием создать атмосферу своеобразной медитации и саморефлексии, эмоционально соединить зрителя с коллекцией в единое целое.
Концепция одежды направлена не только на выявление, но и на формирование индивидуального образа конкретного человека. И образное моделирование рассматривается здесь как исследовательская деятельность в создании произведения на основе диалогического подхода – как осмысленного подхода к процессу творения.
Каково это – делать бизнес в России?
Надо уточнить, что мой проект – это прежде всего творческая мастерская, а потом уже бизнес. Я в самом начале своего пути.
Каковы сегодня главные тренды в одежде?
С самого начала моего творчества концепция одежды является инструментом для исследования поднятых мною тем. Проект MARP – это мой собственный способ размышления на различные темы через искусство, поэтому интереса к трендам у меня не было и я не слежу за ними. Другой вопрос – быть современным, идти в ногу со временем, быть здесь и сейчас. И свое понимание жизни отражать в творчестве.
Какие цвета ты бы назвала самыми трендовыми в 2020 году?
Я не слежу за цветовыми трендами, даже специально не смотрю. Все это мешает личностному росту. Авторитеты и стереотипы сковывают. Мне важно выработать свое мировидение и транслировать его в своем творчестве.
Какой предмет одежды ты бы создала, чтобы выразить суть такого журнала, как ВДОХ? Какой формы, фасона, цвета, фактуры?
Я думаю, что это был бы объемный легкий плащ из натуральной гладкой ткани, цвета морской волны снаружи и персикового цвета изнутри, который бы двигался даже в статичном состоянии от дыхания человека; это рождает образ прохладного вдоха, а потом и теплого выдоха, и снова – вдоха... Обязательно то и другое, иначе нет жизни.