Мари Ворожи

 

В 2010 году Вы окончили режиссерский факультет ГИТИСа (актерская группа, мастерская Олега Кудряшова). Есть ли у Вас история, как Вы попали в эту профессию?

Я занималась всем, только не театром. Бальными, народными, современными танцами, потом появилось слово contemporary... Училась в музыкальной школе. Пела сольно и в вокальном ансамбле. Там я и сыграла свои первые спектакли, они были музыкальными: «Огниво», где я играла солдата, и «Снежная королева», где я играла заглавную роль. Руководитель ансамбля Екатерина Ивановна сказала, что мне надо в театральную школу. В тот момент у меня пазл сложился. Я поняла, кем хочу стать.

 

Кто Вам помогает и поддерживает?

Очень помогает Илья. Особенно это проявилось в первые полгода после рождения сына. Он спас меня. Спас мою психику. Спасал мой желудок: готовил он, у меня не было возможности и сил, я находилась круглосуточно с малышом, не могла отойти. Поддерживал любовью и действиями. Отпускал меня на спектакли, чтобы я не забывала, что есть другая жизнь.

 

Как Вы себя позиционируете? Что, по-Вашему, нужно артисту, чтобы он состоялся?

Нужно быть самим собой. Это слова, которые у всех на слуху (как и «осознанность», навык жить здесь и сейчас). Кажется, что это довольно просто. Но это не так. Знакомство с самим собой – это долгий и сложный путь. Чтобы артист состоялся, он должен состояться как личность. А личность знает, что она уникальна и другой такой нет. И чтобы это понять, надо с собой познакомиться, нужно отбросить представление о том, каким тебя кто-то хочет видеть, и это выведет на новую волну.

Расскажите о своей режиссерской и продюсерской работе.

Когда я начала сниматься, я поняла, что фонтанирую идеями и они выходят за рамки моей роли. Также у меня есть способность правильно объяснить, что нужно сыграть и как. И я стала пробовать себя в качестве режиссера, а к режиссеру присоединился продюсер в моем лице. Но это креативный продюсер, я ничего толком не понимаю в продюсировании – а вот режиссура мне очень близка. Я благодарна Роме (группа «Звери». – Прим. ред.), что он доверил мне съемки клипа. Меня всегда прельщала легкая эротика. Это чувствуется и в моих фотографиях (@mary_vorozhi_photo). Я вижу картинками. Как сказал Рене Клер: «Мой фильм готов, его осталось только снять». Так было с «Кораблями», они полностью сняты по моим раскадровкам. Непросто быть режиссером и одновременно сниматься, но мне очень помог Слава Лисневский (оператор клипа «Корабли». – Прим. ред.), мне было комфортно работать с ним.

Кино или театр? Чему отдаете предпочтение?

Кино! Хотя не мыслю себя без театра. В кино я как рыба в воде. У меня есть какое-то высшее знание, оно мне даровано. Я откуда-то ЗНАЮ, как все должно быть и как это должно выглядеть.

В 2017 году Вы присоединились к театру МТЮЗ. Расскажите об этом опыте.

Сейчас я уже не в труппе. Играю два спектакля по контракту – «Коллекционер» и «Четвероногая ворона». Меня позвал в эти две работы Павел Артемьев (режиссер, закончивший мастерскую Хейфеца. – Прим. ред.). В тот же период я как хореограф поставила во МТЮЗе спектакль «Невидимые друзья». А дальнейшая работа с театром не сложилась. Я очень свободолюбивая артистка, не могу существовать в режиме «крепостной». Для меня важна честность с самой собой. Я это поняла после института и решила, что буду участвовать только в тех проектах, к которым лежит сердце.

Есть ли какие-либо литературные произведения или авторы, которые сформировали Ваш вкус и оказали влияние на Вас как артиста?

Если углубляться именно в сторону профессии, то это Михаил Чехов. Мне близка его методика. У меня был великий педагог Вячеслав Всеволодович Кокорин. Он занимался с учениками по системе Чехова, и на тренингах была очень сильная «прокачка» внутреннего аппарата, эмоций. Я почувствовала свои глубины, узнала себя, и это позволило мне больше никогда не сомневаться в том, что я хорошая актриса. Поэтому Кокорина я считаю своим вторым мастером, после горячо любимого Олега Львовича Кудряшова.

Как Вы думаете, в чем главный недостаток современной киноиндустрии? А в чем достоинства?

Мне очень радостно за то, что сейчас происходит в нашем кино! Мы начали выходить на новый уровень, в том числе и с сериалами: «Домашний арест», «Эпидемия»... В кино я дико хохотала на «Холопе» – прекрасно работают Бикович и Бортич. Вообще фильмы стали смелее. Появляется все больше интересных сценариев. Хотя хороших сценариев по-прежнему маловато. К недостаткам можно отнести большую выработку и множество лишних людей на площадке, которые приходят не работать, а «тусить». Несправедливо говорить, что так везде, во многих компаниях уже другая картина. Вот, например, я считаю, что сценарий должны прочесть все люди, участвующие в съемках, включая водителей и буфетчиков. Потому что они создают самое важное на площадке – атмосферу. И эта атмосфера должна быть нацелена на создание фильма. Есть еще такой момент: артист в договоре никак не защищен. Если вдруг продюсеры или режиссер захотят поменять артиста – даже если у них уже заключен с ним договор, – то они могут это сделать, договор не имеет ценности. Артиста просто отправляют на улицу. Хорошо, если предусмотрены какие-то разовые выплаты, в виде компенсации морального ущерба, например.

 

Есть ли у Вас кумиры в профессии? С кем из великих людей Вы бы хотели побеседовать за обедом?

Я бы с удовольствием посидела за чашечкой кофе – и со своим фотоаппаратом – с Хабенским, с Ясуловичем, с Квентином Тарантино, с Брэдом и Лео, с Джудом и Джонни (имеются в виду Питт, ДиКаприо, Лоу и Депп. – Прим. ред.), с Пачино и Де Ниро, с Франсуазой Арди и Моникой Беллуччи. Я бы с удовольствием поснимала их портреты.

 

Вы часто смотрите современное кино?

Да! Постоянно! Мы с Ильей очень любим ходить в кино. Мы киноманы!

Расскажите о своих любимых ролях. Какой персонаж был Вам ближе всего?

Помните, я говорила о честности? Так вот, это касается ролей напрямую. Все мои роли выбраны сердцем. Они как дети: каждого ты любишь по-своему.

Расскажите, над чем Вы сейчас работаете? Возможно, готовятся новые театральные и кинопроекты?

Пока нет. Но я в ожидании интересных проектов и предложений. После декрета чувствую в себе столько сил и новых возможностей, столько энергии и желания работать!

А на какие роли Вы бы не согласились?

Не могу однозначно ответить. Надо все в совокупности рассматривать – роль, режиссера, оператора. Должен быть в роли диапазон: как растет персонаж, к чему приходит. Что у него болит.

Что Вас вдохновляет в театре и в кино?

Художественное видение. Другая реальность. Возможности.

Чем Вы любите заниматься в свободное от кино и театра время??

Я очень люблю путешествовать! Долгое время у меня не было такой возможности. И я не догадывалась о своем пристрастии. Сейчас, когда возникает пауза в пару недель, стараюсь куда-нибудь уехать. Лука в животе уже побывал в Барселоне, в Вене, в Минске, в Братиславе.

Назовите три главных правила Вашей жизни.

Будь собой.

Ничего не бойся.

Найди свою уникальность.

О чем Вы думаете, когда засыпаете?

Стараюсь не думать, а переключиться на дыхание. Потому что если начну думать, то не смогу уснуть.

На этих фотографиях Мари Ворожи на восьмом месяце беременности.

 

Фотограф: Даниил Конторович

Макияж: Алена Шоетова