Анна Сладкова - художник

Молодая московская художница,  Анна Сладкова, поделилась с нами впечатлениями о своем участии в ярмарке BLAZAR, рассказала истории о сериях работ и о ближайших планах.

Добрый день! Спасибо, что согласилась ответить на наши вопросы. В первую очередь хотим тебя поздравить: слышали, что на ярмарке молодого современного искусства blazar в 2022 году твои работы разошлись, как «горячие пирожки». Какие у тебя впечатления остались от мероприятия?

Впечатления остались самые радужные. Не только потому, что у меня как у художника все хорошо сложилось на ярмарке, само мероприятие осталось в памяти как праздник — из-за потрясающей атмосферы, высокого уровня организации, общения с коллекционерами и художниками.

И сейчас, спустя несколько месяцев, точно могу сказать, что blazar открыл для меня (думаю, как и для многих других молодых художников) новые возможности. Связанные как с расширением знакомств в среде, так и с душевным подъемом. blazar — это по-настоящему большая поддержка для молодых российских художников, прекрасно, что такая инициатива родилась в России и продолжает активно развиваться.

Нам показалось, что после blazar что-то изменилось в твоей творческой практике, ты стала увереннее и больше рассказывать о себе. Это так?

Да, причем эти изменения тоже про новые возможности, которые открывает ярмарка: я стала более уверенной, будто получила подтверждение, что двигаюсь в правильном направлении как художник.

Все-таки, когда ты долгое время работаешь один на один в мастерской и почти закрыт от зрителя, участие в больших мероприятиях не может не сказаться на тебе. Тем более, если сразу получаешь большое количество отзывов от признанных критиков, художников и зрителей, и за несколько дней твои работы продаются на сумму из семи цифр. На вере в себя это сказывается положительно.

А также недавно ты получила статуэтку за серию «Уходящая натура» о дореволюционной Москве в «Зарядье» на III Московской Арт-Премии. Поделись своими ожиданиями перед объявлением номинантов и своими эмоциями после вручения премии.

Если честно, перед награждением даже не нервничала, действительно не ожидала ничего подобного. Но на церемонии меня ждал сюрприз — статуэтка и премия. Момент, который, пожалуй, никогда не забуду.

В жюри премии — Ольга Свиблова, Василий Церетели, Анна Трапкова и многие другие эксперты. Их оценка для меня значит много. Причем самое замечательное, что в номинации представлены действительно потрясающие работы.

Эти события, как нам кажется, показатель значительных успехов в карьере любого художника. У тебя есть это ощущение? И как ты считаешь, для художника важно чувствовать себя «на коне» или сомнения — это постоянный спутник?

Сомнение есть всегда, мир соткан из пробелов и противоречий. Успехи же помогают избавиться от неуверенности, которая мешает работе художника и тормозит творческий процесс.

Например, теперь я точно не считаю, что успешность художника в публичном поле связана с тем, насколько точно он улавливает тренды рынка искусств (что, если подумать, противоречит целям искусства). Хотя такое впечатление у меня было, из-за этого я долгое время внутренне противилась участию в больших ярмарках и аукционах. Собственно говоря, blazar — первое такое мероприятие, на которую я подала заявку.

Сейчас я стараюсь воспринимать все важные события в карьере как подтверждение того, что творческие ориентиры выбраны правильно. А что касается здоровых сомнений, то это необходимая часть процесса написания картин. И они никуда не исчезают. 

Давай ненадолго вернемся к началу твоего творчества: ты окончила ВГИК и Школу современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА. Рассказать о важных для тебя учебных моментах и преподавателях, которые повлияли на твое становление.

Во ВГИКе мне повезло попасть на курс, где преподавал Игорь Тихонов

Само по себе классическое академическое образование — это инструмент, который помогает художнику. Но часто можно увидеть, что студентов приводят к высокому уровню академического рисунка, при этом закрепощая их индивидуальность. Нам в этом смысле невероятно повезло, Игорь Всеволодович весь процесс обучения построил так, чтобы мы находили свою манеру и стиль. Вспоминаю его с большой благодарностью.

Педагогом по живописи на нашем курсе был Борис Неменский, который недавно отметил невероятный юбилей — 100 лет. При любом удобном случае он давал своим студентам один и тот же совет: художник должен быть счастливым. Это, как мне кажется, глубокая мысль классика, и я следую.

Также во время студенчества попала на занятия Юлии Блюхер, которые она проводила в своей мастерской. Эти мастер-классы открыли для меня абсолютно новый мир материалов и фактур. А вот «Свободные мастерские» помогли мне в понимании того, что происходит в сфере современного искусства.

Твои картины легко можно отличить, у них есть свой стиль и в них виден твой особенный почерк. Как ты пришла к своему стилю в работах?

Специально над стилем не работала, скорее искала техники, которые позволят максимально точно передать то, что хочу сказать — как в картинах, так и в скульптурах.

Мы также заметили, что в твоих работах тонко переплетается реальность и фантазийные миры. Это твое осознанное стремление или так получается само-собой?

Речь, наверное, о серии Flying Circus. Это очень личная история, связанная с детством и тем, как формировалось мое восприятие мира. Мои родители — артисты цирка. В 1990-е годы они сделали свою шоу-программу и выезжали на гастроли в разные страны мира, а меня брали с собой.

Эта серия — об образах, увиденных в детстве. Интересно «распаковывать» свои воспоминания и гадать, что было в действительности, а что детское воображение «дорисовало». Возможно, поэтому в самих рисунках грань между реальностью и фантазией не четкая. Здорово, что это считывается.

У тебя есть любимые образы в этой серии?

Мне интересно использовать образ цирка и героев как форму, как язык на котором я рассказываю свою личную историю. Ведь я училась, осмысляла мир, наблюдая за закулисной цирковой жизнью. Весь мой круг общения в детстве — это артисты или дети артистов. Да и сама я выступала в цирке. Тогда это казалось нормой, но уже позднее, в школе, предстояло узнать, насколько особенным было мое детство.

Цирк — отражение реальной жизни, как и любой другой вид искусства. Каждый отдельный образ того или иного номера подчинен единой символике, логике и смыслу. В этой теме мне интересно разбираться и я чувствую, что еще есть что раскрывать.

Это попытка создать мост между тем временем, когда цирк был уникальным, долгожданным событием, и сегодняшним днем, когда он лишь один из всего спектра развлечений.

Любимый образ выбрать сложно. Все, — лошадки, слоны, обезьяны, гимнасты и клоуны, — по-своему мне дороги. Честно попыталась найти фаворитов и не смогла.

Расскажи, пожалуйста, о серии «Уходящая натура» про дореволюционную Москву. Почему именно эта тема?

Изначально это тему я взяла для дипломной работы во ВГИКе: в основу серии легла книга «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского. Хотелось углубиться в московскую жизнь конца XIX — начала XX века, вдумчиво изучить материальную культуру. С тех пор город пережил много падений и взлетов, и изменился невероятно. Для меня же было важно понять и прочувствовать время, когда образ Москвы был цельным.

А в прошлом году я нарисовала несколько эскизов и поняла, что надо продолжить серию и сделать еще один шаг в понимании Москвы, ее метафизики на рубеже столетий.

Источник: supercoolpics

Нам кажется, что Владимир Гиляровский — очень дотошный автор. «Москва и москвичи» написана с документальной, фактографической точностью. От этого тебе было легко работать над серией или работе твоей фантазии мешало такое точное описание?

Текст действительно написан так, что читая его, в подробностях представляешь себе обстановку и повседневность жителей горожан. Мне это только помогало, потому что тема историческая и хотелось обойтись без неточностей, не уходя при этом в реалистичность.

Моя серия — это ведь история не только про утраченные, перестроенные до неузнаваемости и разрушенные здания, но и ушедших жителей московских домов, обитателей совершенно неизвестного нам города.

При этом у героев Гиляровского не четко описана внешность героев, либо не описана вовсе, они нечасто удостаиваются и имен. Ночлежники, мальчики, работающие в банях, художники, булочники, завсегдатаи трактиров, купцы сливаются в пеструю толпу типически описанных персонажей. Но твои работы из серии пестрят героями. Ты придумывала образ каждого персонажа, делала их предварительные наброски? Твои герои вымышлены или ты находила прототипы в современной Москве?

Перед тем, как придумывать композицию самой работы, я делала наброски одежды по историческим материалам, придумывала типажи самих героев. Прототипы не находила, но бывает вижу человека в метро или на улице и думаю: вот оно, внешне будто из того времени, уходящая натура.

Ты сейчас работаешь над новой серией? Если да, то о чем она? Что послужило вдохновением?

Задумки для новой серии есть, но пока продолжаю работать над серией про цирк. Еще много эскизов не перенесены в большой формат, многое из задумок не реализованы. Думаю над дополнением серии скульптурами и объектами. Впереди большая работа.

Мы знаем о том, что у тебя было уже две персональные выставки в Москве. Одна в галерее «Измайлово» — «Отверженные / Water the Plants», а вторая — Infinite Cacti Herbarium в Аптекарском огороде. Можешь рассказать о них подробнее? Как возникла идея выставок и как ты готовилась к ним?

Выставку в «Измайлово» придумала Мария Сикирина — куратор и директор галереи. Ее идея состояла в том, чтобы объединить в выставочном пространстве две серии — абстрактные кактусы и Paris Homeless. Все это работы, которые стали результатом трех поездок в Париж.

В итоге многие коллажи и скульптуры из серий туда и отправились: большую их часть реализует небольшая, частная парижская галерея Ten Pieces. А в галерее «Измайлово» мы успели сделать выставку в начале 2020 года, прямо перед пандемией коронавируса.

Идея же выставки в «Аптекарском огороде» возникла из желания выйти за пределы галереи, устроить визуальный диалог в оранжерее между живыми и нарисованными кактусами. Хотелось сделать более масштабный проект, чем в итоге получился, но мы столкнулись с нюансами, которые в галерее не возникают.

Например, из-за ежедневного полива растений, место, где можно безопасно разместить картины было сильно ограничено, поэтому от экспонирования работ большого формата пришлось отказаться. Но я все равно довольна, что выставка состоялась. Это важный опыт, в будущем было бы интересно снова сделать выставку вне галереи.

Кто приходил на эти выставки? У тебя представление, кто твой зритель?

Заметила, что у каждой серии может быть уникальный зритель. Например, отзывы про серию «Уходящая натура» часто получаю от москвоведов и просто интересующихся этой темой. А благодаря Евгении Миловой и ее светской колонке в «Коммерсанте», узнала, что на blazar мои работы заинтересовали светскую публику.

Планируешь провести новую выставку в ближайшее время? И о каких еще своих творческих планах ты можешь нам рассказать?

В ближайшее время планирую все-таки выставить проект Flying Circus. Пока это самая большая моя серия. Работы участвовали в групповых проектах, но изначально я задумывала ее для персональной выставки.

Герой: Анна Сладкова

Вопросы и интервью: Катя Уплисова

Фотограф: Сау Дарни