Аня Крайнова - Tkikrai

При слове «гобелен» возникают ассоциации с большими полотнами из Эрмитажа со сложным рисунком, прекрасными, но не современными. Твои же работы выглядят актуальными и идущими «в ногу со временем». А что для тебя гобелен и ткачество? Это традиции? Или современность?

Со шпалерами Эрмитажа я познакомилась во время музейной практики во время учебы. Мы делали копию фрагмента. Подбирали каждый цвет и изучали каждую минимальную деталь. Совсем недооцененный до этого момента гобелен, влюбил в себя. Если есть такая возможность, советую прийти в Эрмитаж только ради гобеленов и внимательно вглядеться в эту вселенную, думаю не останетесь равнодушными.

 

По поводу «несовременности» не согласна. Например, мотивы из цикла шпалер «Дама с единорогом» из парижского музея Клюни можно часто встретить на модных показах, в принтах и интерьерах последние 6 веков.

 

Шпалеры, которые мы можем видеть в музеях мира - это основа, из которой вытекают все самые смелые и дерзкие, идущие в ногу со временем гобелены. Для меня ткачество и текстиль в целом, это инструмент. Нравится, когда объект имеет материальность и к нему можно прикоснуться.

Как называется серия работ, над которыми ты работаешь? Что тебя вдохновило?

Мой проект называется: «Будешь дома, позвони».

 

Все мы находимся на пути домой. Будь то, дорога с работы или путешествие длиною в жизнь. Мой новый проект- это исследование собственного жизненного пути. Размышление о выборе, сомнениях, страхах и надеждах.

 

Учась на курсе Get Art Fit, я нашла объект из экспозиции Британского музея, который захватил мое внимание. С первого взгляда невозможно было определить для каких целей он предназначался. Это оказалась навигационная карта моряков Полинезии. Это своеобразное панно сделанное из пальмовых ветвей и ракушек Каури. По пересечению и расположению ветвей моряки определяли течения и направления ветров. Солнце, луну и звезды использовали в качестве ориентиров.

 

Примечательно, что эти карты были индивидуальными. Человек создавший карту, был единственным, кто мог интерпретировать и использовать ее. Я посчитала этот объект знаковым и романтичным. Так пришла идея сделать проект, который был бы моей личной картой.

Что для тебя самой означают понятия «дом», «направление», «путь», «карта»?

Отвечая сама себе на эти вопросы, я провела небольшое исследование. Спросила у своих друзей: «Где твой дом?». Ответы были разнообразными – «Дом, там, где живет семья, где прошло детство» или «Дом там, где я и хранятся мои вещи», «Домом может даже место где живешь всю жизнь, но и маленький отель в Грузии, в котором провел неделю, тоже навсегда может остаться домом».

 

Для меня же «Дом» - город в котором живу сегодня. Семья. Но более в глобальном смысле -  это скорее путь. Чувство дома, которое ведет тебя вперед. Дом - это то место куда придешь в итоге, если идти.

 

Карта-это подсказка, которой так иногда не хватает в жизни. Указатель, чтобы не потеряться на своем личном пути.

С какими материалами ты работаешь?

Данный проект - это эксперимент. Я решила использовать противоречивые для соседства материалы. Бархат, светоотражающую ткань и разные технические полипропиленовые шнуры. Тема для меня многогранна и глубока. Хочу и дальше ее развивать и вероятно появятся дополнительные материалы в работе.

С какими трудностями ты столкнулась, работая над проектом?

Для меня всегда большая трудность определиться с выбором эскиза, потому что он задает дальнейшее направление. Более масштабные работы в продолжение темы, я надеюсь осуществить в рамках «опен-колла» или иного сотрудничества, так как они требуют большой технической базы и места для экспозиции.

Как ты видишь идеальное пространство для своих работ?

Идеальное место для экспозиции - городская среда. Граффити, гаражи, промзоны - все это было бы прекрасными декорациями для моего проекта..

Есть ли какие-то особенности в экспонировании, хранении, креплении твоих работ? Как ты решаешь эти вопросы?

В основном, такие же особенности и проблемы как, например, с холстами. Работы экспонируются на стене. Если нужны какие-то дополнительные точки крепления, чаще всего они решаются на месте экспонирования. Все зависит от имеющегося пространства.

 

Храню работы дома и в мастерской. Они занимают много места, поэтому я очень радуюсь, когда работы переезжают в новый дом или на выставку уезжают в большом количестве.

Насколько в целом у нас в России популярно ткачество, есть ли художники, работающие в этой технике, которые тебя вдохновляют?

На этот вопрос я могу ответить только субъективно. На мой взгляд текстильное сообщество невелико. Но может где- то существует большая тусовка текстильщиков, которые со мной не согласятся (улыбается).

 

Ткачество не так популярно, как например керамика. Может быть потому, что создание гобелена долгий процесс и утилитарные объекты — это редкость. Но, очевидно, что все больше внимания сегодня обращается в сторону текстиля и ткачества, в частности. С каждым годом появляется все больше имен. Верю, что это только начало.

Есть несколько российских художников работающих в текстиле, которыми я вдохновляюсь. Например, ставший уже классикой, Борис Мигаль. А из современных, за которыми я с удовольствием слежу: Peeks, Лиза Смирнова, Андрей Будко.

 

Даешь гобелен в каждый дом!

Герой: Аня Крайнова

Фотограф: Мадина Муртазина

Вопросы и интервью: Михаил Веро

Редакция: Катя Уплисова