Айшан Мамедова

Оперная певица Айшан Мамедова – о пути в мире музыки, драматическом темпераменте, концертной деятельности и о жизни.

В мире музыки я с самого детства. Люблю музыку сколько себя помню. Но, так как родители не отдали меня сразу в музыкальную школу, я сама «запрыгнула в последний вагон» в 11 лет. В 15 лет начала петь. Впервые я увидела оперу – «Травиату» – по телевизору, и, по стечению обстоятельств, я исполняла её чаще всего.

Мне нравится литературный сюжет в искусстве – обожаю читать. В этом всегда была моя отдушина. До оперы я жила книгами.

В 15 лет, когда я полюбила оперу, я поняла, что в ней соединяются две мои страсти – любовь к книгам и любовь к музыке. Я стала находить литературные сюжеты, воплощенные в опере, и тех героинь, которых мне хотелось бы исполнить.

 

После окончания школы я поступила на факультет искусств в Ломоносовский университет и училась на искусствоведа. У нас было интегративное искусствознание: музыка, театр и изобразительное искусство. Любимым предметом был литературный сюжет в искусстве. Мой первый выход на сцену как певицы состоялся там. В школе я играла в драматических спектаклях, но там другое волнение…

 

Мечта о музыке не оставляла меня, и я готовилась к поступлению в консерваторию. Поступить сразу мне помещала простуда. Но на следующий год  сдала экзамен, спев очень трудную арию Лакме с колокольчиками Лео Делиба. Я выбрала это произведение, чтобы поступить наверняка, и поступила.

 

Опера – это трудное искусство. И физически, и эмоционально. Оно требует дисциплины, выучки и определенного характера. Мой тип голоса – драматическое сопрано; он требует долгих лет огранки, эмоциональной зрелости, духовной крепости, серьезной физической подготовки. По характеристикам такие голоса объемные, они тембрально насыщены, обладают большой палитрой красок, но и труднее всего управляются.

 

Многие «слушают» оперу глазами: работодатели, агенты, зрители, – поэтому наружность мне порой мешает убеждать. Внешне, на первый взгляд, я у многих ассоциируюсь с Джульеттой, но по голосу и темпераменту гармонирую с такими ролями, как Тоска и сестра Анжелика Джакомо Пуччини, Леонора из «Силы судьбы» и леди Макбет Джузеппе Верди, Норма Винченцо Беллини, Ариадна и Саломея Рихарда Штрауса, – все эти женские образы необычайно сильные, яркие, с непростой судьбой, но невероятно интересные и желанные для оперной актрисы.

 

Не так давно я поменяла оперный репертуар и сейчас строго следую выбранному пути: я не пою все подряд и вычеркнула из своей жизни арии и партии, которым посвятила первые десять лет обучения оперному пению. Конечно, репертуарные границы в опере условны и стерты – в истории музыкально-театрального искусства тому есть множество примеров. Я придерживаюсь мнения, что опытный исполнитель, достаточно хорошо изучивший свой аппарат и возможности, сам определяет свои «границы» в репертуаре.

Драматический голос – это темперамент. Он должен быть горячим. Сам голос полностью соединяется с телом, всем организмом. Если певец этого достигает – это вершина... Я к этому стремлюсь всем сердцем, всем существом.

Пока я не осознала драматическую природу своего голоса, о которой я даже не подозревала вплоть до окончания консерватории, у меня не было гармонии с собой.

 

Моя театральная и гастрольная деятельность началась с того, что я послала видео своего дипломного спектакля в консерватории на конкурс для стажировки в Италии – и меня выбрали на роль Виолетты Валери в «Травиате» Джузеппе Верди. Первый спектакль прошел в очень красивом театре имени Умберто Джордано. После этого было еще четыре спектакля в разных театрах итальянского региона Апулия. 

 

Далее последовал мой дебют в прекрасной, сложной и интересной роли Чио-Чио-сан в опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» в театре Гови в Генуе. Эта роль стала одной из моих самых любимых.

                       
Помимо оперных постановок, большую часть в жизни певца занимает концертная деятельность. Самым запоминающимся был мой сольный концерт в Испании на международном музыкальном фестивале в Куэнке. Концерт проходил в огромной церкви, куда съехались люди со всей округи; был аншлаг, около пятисот слушателей. Я исполняла огромную программу, было непросто, но теплая, великолепная публика подарила мне энергию и вдохновение. Специально для испанцев выучила «Гранаду» – они это оценили. Также спела «Хабанеру» из оперы Бизе «Кармен», что особенно приятно было сделать в Испании.

 

В наше время певцу в начале карьеры очень сложно пробиться в мир оперы: нужно стучаться во все двери, чтобы быть услышанным. Самому узнать о прослушивании на какую-то партию или в театр практически невозможно – современный оперный мир создается совершенно иными инстанциями, и певцу остается лишь надеяться на удачу. И петь. 

Мой способ отдохнуть – провести время с самой собой.

Мне важно побыть наедине со своими мыслями. Это помогает мне восстановить силы. Не гнаться за новым нотным материалом. Я отдыхаю дома. Так как я последние полтора года очень много путешествую, провожу время на гастролях, я понимаю, какую силу мне дает дом.