Мы были в гостях у проекта “МАРФА” и взяли интервью у художницы Настасьи, которая занимается росписью тортов.
Настасья, здравствуй! Почему твой проект называется «МАРФА»?
Сначала мы назывались Cakes, oh, cakes. Но вскоре я поняла, что ребрендинг просто необходим. Помню, мне позвонил друг дизайнер и сказал: «Я всем рассказываю про твои серые торты, но когда меня спрашивают, как называется твой проект, никогда не могу вспомнить!»
И мы с ним сели, конструктивно подумали, и появилось короткое, емкое, русское «МАРФА». Самобытное, доброе, приятное слуху, плюс, главное, отвечающее техническому запросу к названию. Посмотрели, аналогов нет. Есть Марфа – штат в Техасе. Но Техас далеко. А вообще, я так дочь назвать хотела. Теперь придется другое имя придумать.
Расскажи, пожалуйста, о самой концепции проекта.
Меня постоянно спрашивают, можно ли как-нибудь забальзамировать торт? Сохранить на память. Я считаю, все, что стоит держать в памяти, и так запомнится. Без хранения годами в кладовке. Вспомните, сколько у вас вещей дома, которые вам подарили, но восторга они не вызвали? Отдать неудобно, выкинуть жалко, стоят на полке, портят атмосферу.
Что касается тортов, здесь история такая: можно сделать «просто красиво», а можно вложить в торт больше. Ведь у нас есть возможность изображать всё, нас никто не ограничивает (кроме этики и моих моральных норм) . Мои торты служат передатчиками посланий от дарителя адресату, и это прекрасно. Я визуализирую чьи-то мечты, пишу то, что вдохновляет и вызывает неподдельные эмоции.
Есть ли у тебя конкуренты или последователи?
Я уже далеко не единственная, кто занимается росписью на тортах. Это стало новым трендом в кондитерском мире и набирает обороты. Я считаю кондитеров коллегами, а не конкурентами, со многими дружу.
И, конечно, есть мои ученицы
Мастер-классы ты ведешь одна?
Иногда мы проводим их совместно с кондитером. Но, в основном, да, и учу только росписи, без выпекания тортов.
В этом году я ездила на 3 недели в Китай с мастер-классами.
Там мое творчество сейчас везде и всюду. Самые предприимчивые подают видео-уроки, используя копии моих тортов на обложках. Эти видео собирают сети тысяч просмотров, и кто-то зарабатывает на этом огромные деньги. Но я сама не за массовость, а за эксклюзив.
Мои мастер-классы – это не только техническая составляющая. Помимо навыка росписи, передачи цвета и фактуры, учу транслировать свое мироощущение через свой продукт, показывая студентам их уникальность. Но на это готовы не все.
Расскажи, пожалуйста, о вебинарах. Как они проходят?
Я расписываю торт перед камерой ноутбука. Сверху на меня смотрит еще одна камера, которая снимает мои руки и торт крупным планом. Я рассказываю о том, как делаю свой фирменный крем для рисования, какие использую красители и почему именно их, какими инструментами рисую, как переношу картину на торт. Описываю все этапы нанесения крема, показываю, как нужно двигать инструментом и руками, чтобы получались разные эффекты. После вебинаров я получаю очень много восторженных отзывов.
Кто они, твои ученики? Расскажи про свою аудиторию.
Чувствующие и неравнодушные. Все очень разные. Чаще это не кондитеры и не художники, а те, кто хочет попробовать что-то новое. Часто у меня складывается ощущение, что люди приходят ко мне обняться и побеседовать, посмотреть в глаза. Так и я иду к вдохновляющему меня мастеру не за информацией и навыками, а чтоб побыть в поле человека, уловить его философию и мысли. Это дает гораздо больше, чем техника.
Подпитывает ли тебя обратная связь?
Мне очень важна обратная связь с заказчиками. Бывает, ты сидишь грустный, а тебе присылают положительный отзыв, и ты расцвел в одно мгновение.
Какая тема для росписи особенно близка?
Мой проект начинался с серых и черных тортов. На них были белые цветы, звезды, фиолетовые горы. Потом люди стали просить «поярче, пожизнерадостнее». В Петербурге мало солнца, людям хочется цвета и тепла.
Так, я нарисовала красные маки, и понеслось...
Кстати, до сих пор это самая любимая заказчиками роспись. У них есть своя история: в моем детстве в палисаднике цвели многолетние красные маки, крупные и махровые. И я начала писать эти цветы по воспоминаниям из детства.
А вообще, больше всего люблю писать высыхающие осенние травы, увядающую природу. И абстракции на разные темы, ведь через сочетание цвета можно передать гораздо больше эмоций, чем через предметность. В нашей коллекции «Geometry» есть кубические торты, шестигранные и треугольные. Серо-черные с бронзой. Их тоже очень люблю.
Как ты относишься к критике?
Негативные отклики тоже бывают, но их один на сотню. У меня благодарные заказчики и адекватные. Один раз, на свадьбе официанты уронили пяти-ярусный торт. Так наши молодожены знаете, как отреагировали? Решили, что это «постторт». Как постмодернизм, только постторт. Все гости ели его прям с барной стойки, смеялись, присылали мне фотографии и в итоге были довольны и счастливы.
Когда мы возили первые многоярусные торты, я чуть не теряла сознание. Принимала всё максимально близко к сердцу, над каждой кочкой на дороге вскрикивала. Но если ты не наращиваешь шкуру, не учишься абстрагироваться, то можно просто сойти с ума. Сейчас я берегу нервы, а в экстренных ситуациях просто включаю холодный ум и здравый рассудок.
Что тебя вдохновляет?
Меня вдохновляют люди, которых я нахожу и которыми я восхищаюсь. Меня вдохновляет творческая атмосфера Петербурга, и я считаю, что это уникальный город, который концентрирует в себе амбициозных людей. Всех тех, кому хотелось чего-то большего в своих провинциальных городах. Меня вдохновляют разные природные тонкости: запах осени, сухие травы, когда природа засыпает. Люблю, когда возвращаешься вечером домой, заходишь во двор, а там выпал снег ровным слоем, и еще никто не успел по нему пройти, и ты идешь первый, как будто один в этом мире. Луна и горы - для меня вне конкуренции.
В целом, вдохновляет меланхолия. Хотя я - человек жизнерадостный и постоянно улыбающийся, но при этом люблю грустную музыку, люблю осень, люблю ветер, ливень, грозу.
И тортами я стараюсь передать именно ощущения. Это как композитор пишет музыку, которая передает его внутреннее состояние. Поэтому мой проект может кто-то не понимать. Но те, кто есть - это люди, чувствующие.
Интервью: Диана Иванина
Редакция: Лариса Штейнман
Фотографии из архива Настасьи Черногривовой
Герой: МАРФА